Другое танго, в гармонии с собой — интервью с танго-диджеем Ольгой Крылья, СПб
Другое танго, в гармонии с собой
Интервью с Ольгой Крылья — танго-диджеем из Санкт-Петербурга, 18 марта 2016 г.
English version
Что такое квир-танго?
Ольга: Год назад я выложила рекламный пост Квир-танго Фестиваля 2015 в одной из крупных танго-групп города. Помню диалог в комментариях:
— А где же мужчины?
— А их нет!
— В чем же тогда смысл? Как вы танцуете?
И правда, как танцевать танго, если в паре нет мужчины-ведущего? — Очень просто. Во-первых, женщина может вести. Во-вторых, женщина может вести хорошо. В третьих, женщина может вести зачастую лучше мужчины.
Представьте, что вы можете меняться ролями, проживать музыку так, как вам хочется, играть, перебрасывая ведение друг другу, комбинировать разные впечатления и ощущения.
Такое танго вызывает бурю эмоций и столько же сомнений. Это другое танго — непредсказуемое, неожиданное, свободное. Это вызов привычным стереотипам.
Только попробовав себя в роли ведущего, ведомый может понять суть следования и наоборот. Ведущий и ведомый по-разному воспринимают музыку, каждый через призму своих шагов. Каждый рассказывает свою историю, но оба зависят друг от друга, потому что танцуют вместе. Осознать это, значит глубже понять танго.
Чтобы все это стало возможным нужна волшебная палочка — универсальность. Квир-танго это универсальность.
«Квир-танго это универсальность. Только попробовав обе роли можно понять суть ведения и следования. Осознать это, значит глубже понять танго.»
Часто «квир-танго» и «нетрадиционная сексуальная ориентация» воспринимаются как синонимы. Это так?
Ольга: Нет, это не синонимы. Как в традиционном танго есть люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, так и в квир-танго приходят самые разные танцоры. Вопрос сексуальной ориентации — личное дело каждого и к танго отношения не имеет. В квир-танго приходят учиться танцевать танго с разных сторон. Безусловно, есть люди, которые находят здесь любовь, но какого пола она будет — это уже не вопрос танго-школы. Люди вообще приходят в танго за разными вещами: за танцем, за эмоциями, за хобби, за решением каких-то внутренних вопросов, за общением, за друзьями, за любовниками — у каждого своя цель.
Считается, что парные танцы изначально несут в себе сексуальный подтекст, а танго в особенности. Что вы думаете об этом?
Ольга: Я считаю, что «танго — это секс» — один из самых ярких и расхожих стереотипов.
Для меня танго — это общение, диалог, удивительный обмен энергией, уникальная возможность без слов рассказать о чем-то другому человеку. Танго — социальный танец, а милонга — место для общения, знакомств, неодиночества. Танго — это, скорее, психология нежели физиология.
Если кто-то ищет секс, он найдет его везде, в том числе и в танго.
«Если кто-то ищет секс, он найдет его везде, в том числе и в танго. Я танцую о другом, о чем-то более глубоком и внутреннем.
Всё субъективно.»
То есть сексуальная составляющая в квир-танго отсутствует?
Ольга: Я пришла в танго с четкой уверенностью, что это чувственный и очень откровенный танец. Каким же было мое удивление, когда мне открылась вся его сложность и многогранность. Танго — это намного больше, чем физика. В свое время осознание этого приходит к каждому. Разными людьми в танго привносится разное количество «сексуальной составляющей». Лично я больше танцую о другом, о чем-то более глубоком и внутреннем. Всё субъективно.
В «традиционном» танго-сообществе Санкт-Петербурга есть мужчины и женщины, которые танцуют и за лидера и за ведомого. Они танцуют в разных ролях и парах, на обычных городских милонгах. Есть обычные танго-школы, где по желанию женщины обучаются ведению, а мужчины следованию.
Почему квир-танго так стремится подчеркнуть свою исключительность, обособленность, от остального танго-сообщества?
Ольга: В теории — да, на практике все немного сложнее. В квир-танго приходят те, кто хочет научиться танцевать, и им с первого занятия, предлагают выбор — «веди-следуй», «веди всегда-следуй всегда», «меняйся ролями-не меняйся ролями» и так далее. Люди попадают в сообщество, где этот выбор есть изначально. Со временем каждый находит себя. В большинстве своем люди осваивают две роли, просто какую-то танцуют лучше или чаще.
Я не могу отвечать за другие школы, может ли там на первом занятии женщина заявить о своем желании вести или мужчина — о своем желании следовать, и чувствовать себя комфортно.
Можно ли в настоящее время говорить об очевидной дискриминация квир-танцоров? — Нет. Была ли она раньше — могут рассказать люди, которые начинали квир-танго в Санкт-Петербурге. Уверена, им есть, что рассказать.
Квир-танго школы не обосабливаются от остального танго-сообщества. Да, у них есть свои отдельные милонги и мероприятия, но эти мероприятия открыты для всех желающих.
Например, мы приглашали людей из других городских танго-школ на Квир-Танго Фестиваль в июле 2015-го и сделали все, чтобы каждый чувствовал себя комфортно на нашем празднике. На квир-милонги может придти любой и попробовать себя в любой роли.
Почему люди квир-танго так часто говорят о революции в сознании, о сложностях принятия обществом, о необходимости отстаивать свои права?
Ольга: Революция в сознании — ломка гендерных стереотипов и вытекающих из них общепринятых норм, таких как «мужчина всегда ведет, женщина всегда следует», «мужчина не может танцевать на каблуках, а женщина — в брюках». Я сейчас намеренно утрирую, но подобное совсем недавно было везде, и не только в России.
В Санкт-Петербурге есть милонги, где четко прописаны правила, продиктованные гендерными стереотипами: мужчина — лидер, женщина — ведомая, женщины сидят в одной части зала, мужчины — в другой и так далее. А куда садится женщине-ведущему? Квир-танго никогда специально не обосабливалось от остального сообщества, скорее наоборот, рамки общепринятых правил и устоев не всегда подходили для этого нового явления. Отсюда и появление отдельных квир-мероприятий.
«Квир-танго специально не обосабливалось от остального сообщества, но рамки общепринятых правил не подходили для этого явления. Можно ли в настоящее время говорить об очевидной дискриминация квир-танцоров? — Нет.»
К счастью, постепенно общая ситуация меняется, и лично я этому безмерно рада. На квир-милонгах все больше людей из городских танго-школ, и наоборот. Это большая победа тех, кто начинал и развивает квир-танго сегодня.
Как вы думаете, почему в квир-танго подавляющее большинство — молодые девушки? Их так много, что некоторые непосвященные считают квир-танго исключительно женским танго.
Может быть таким образом девушки просто решают проблему гендерного дисбаланса?
Ольга: Квир-танго — не просто кучка эмансипированных женщин, которые изо всех сил пытаются быть самодостаточными в своем, женском танго.
В России девушек в танго в принципе больше, чем мужчин. Проблема гендерного дисбаланса стоит везде, и на квир-милонгах мужчины тоже в меньшинстве. К тому же женщины активнее решаются на изменения и более легко относятся к смене ролей. Женщинам проще принять роль ведущего, нежели мужчине следовать. Почему так? Я думаю, дело в установке «мужчина — лидер». Мальчиков с детства учат быть «ведущими» и для многих смена роли в танго — ломка внутренних стереотипов, — как же так, я следую, значит, я слабый. В итоге, девушки, освоившие и ведение и следование, танцуют друг с другом и им комфортно. На самом деле в танго нет сильного и слабого, есть два равноправных партнера, которые одинаково важны и которые могут создать магию на танцполе только сообща. Искренне надеюсь, что мужчин в квир-танго станет больше, это сделает его более гармоничным.
В Берлине, например, на квир-танго фестивале было больше мужчин, для меня это было очень неожиданным.
«Я верю, что через несколько лет не будет разделения на «квир-танго» и «традиционное танго». Границы исчезнут и все будут танцевать просто танго в гармонии с собой и своим телом.»
Как относятся к квир-танго в России?
Ольга: О нем даже не знают в большинстве городов нашей страны, это выяснилось год назад при подготовке к первому Квир-танго Фестивалю 2015 года, когда Queer Tango Club переписывался со всей Россией. Москва и Санкт-Петербург — первые города, где сейчас успешно существуют школы квир-танго. Люди, которые их организуют и преподают там, вызывают во мне уважение и трепет, потому что всегда сложно начинать что-то новое. Сложно быть в меньшинстве и отстаивать свое право танцевать так, как тебе хочется.
В Берлине многие танцоры с недоумением спрашивали меня, почему я разделяю танго и квир-танго. 21 век — век нового танго и все мы стоим у его истоков.
Как вы думаете, почему квир-танго так стремительно набирает популярность?
Ольга: Последние два года я наблюдаю как из «закрытого клуба» квир-танго превращается в мощное движение. Как и все новое, квир-танго сейчас очень популярно, потому что это интересно — попробовать себя в новой роли. Я верю, что через несколько лет вообще не будет стоять вопрос — «традиционное танго или квир-танго». Границы исчезнут и все мы будем танцевать просто танго в гармонии с собой и своим телом. И не важно, в какой роли!
Ольга Крылья — танго-DJ, Санкт-Петербург, Россия
С октября 2015 года — DJ клуба Queer Tango Club (СПб., руководители — Марина Степанова и Анна Моризо). Участвовала в Международном Квир-танго Фестивале в июле 2015 года. В 2016 году — первый русский DJ на Contemporary Tango Festival в Берлине.
Санкт-Петербург, 18 марта 2016 г.
Беседу вела Алла Анохина (ТангоПитер.RU).