Интервью с Альберто Голдбергом

Альберто Голдберг: «Я могу сделать красивое болео, когда слышу, что музыка просит меня об этом»

У Альберто Голдберга открытая улыбка, морщинки-лучики в уголках глаз и удивительно теплый голос. Может, такой же теплый, как и солнце в стране, откуда он приехал. Альберто — тангеро из Аргентины. Он уже 25 лет преподает танго и еще дольше танцует для себя. Недавно маэстро приезжал в Санкт-Петербург и согласился поговорить с нами о связи между танго и музыкой, эмоциями и техникой, личным и социальным, а также о том, что же этот танец значит для него.

Вы говорили, что ваши бабушка и дедушка из России. Расскажите, как получилось, что они переехали в Аргентину?

Они переехали на большой лодке (смеется). Мои дедушки родом из России. Один родился в Екатеринославле (Днепр), а другой – в Гродно. В начале ХХ века в Российской Империи было много проблем: с работой, с общественной остановкой. Многие люди покидали Россию, Украину, Белоруссию, Эстонию и Литву, чтобы эмигрировать. Мои предки были частью еврейской общины. В те времена основатель Еврейского колонизационного общества барон Морис фон Гирш помогал членам этой общины уехать в Аргентину. Благодаря ему мои дедушки там и оказались.

 

Как вы начали танцевать?

Сначала я занимался театром. Я ведь актер и театральный режиссер. Так получилось, что судьба свела меня с одной потрясающей преподавательницей классических и современных сценических танцев. Она стала моим другом. Она переехала в Аргентину по семейным обстоятельствам. Однажды она позвала меня танцевать танго. Я тогда отмахнулся и сказал, что танго — это танец стариков, а я очень молод. Я тогда любил рок-н-ролл (смеется). А она начала меня уговаривать: «ты не прав, приходи, танго очень симпатичный танец». Мы немного попререкались, но я согласился пойти вместе с ней в Салон Канинг. Когда я пересек порог салона, где приглушенно горел свет, когда я услышал старую музыку, звучащую из проигрывателя, увидел несколько танцоров, скользящих по паркету в объятьях, то был очарован. До сих пор помню проигрыватель, который издавал такой звук: «шшшш». В тот момент я понял, что танго — это часть аргентинской культуры, которая была скрыта от меня раньше.

Как вы пришли к преподаванию?

Мне было сорок, когда я начал танцевать и мне было сорок пять или сорок шесть, когда я стал учить. Я начал обучать танго в Культурном Центре в 1994 году. Почему? Танго тесно связано с музыкой, а вся моя семья музыкальна. Моя сестра была пианисткой и педагогом в Национальной консерватории Аргентины. Моя дочь тоже пианистка. Моя первая жена была оперной певицей. Мои кузены тоже занимаются музыкой. В том числе танго музыкой. В моей семье все живут музыкой.

 

Что для вас танго?

Только начиная заниматься, я понял, что танго — это потрясающая музыка и очень красивый танец. И он не был для меня сложным. Позже оказалось, что для меня танго — это еще и социальное взаимодействие. Приходя на милонгу, ты не только танцуешь, но и говоришь с мужчинами, женщинами, другими педагогами танго, организаторами фестивалей. Мне это нравится. Я общительный человек. Я люблю узнавать о жизни людей, об их стране. Я даже могу сказать, что я немного социоманьяк (смеется).

Как на ваш взгляд танго трансформировалось за последние десятилетия?

Танго было танцем улиц Буэнос-Айреса. Я сказал было, потому что сейчас это не так. Сейчас многие молодые люди выбирают другую музыку для самовыражения. Это сальса, латина, рок-н-ролл, бачата. Не так много людей в Буэнос-Айресе танцуют танго. Но многие слушают танго-музыку. Почему? Когда мой отец танцевал танго в 1950-х годах, он делал это очень просто. Танго вообще было простым танцем — три движения и все. Этого было достаточно. Поэтому танго танцевали везде, где можно. Например, на улице. Сейчас танго стало сложнее. Танец сделал большой скачок вперед, вобрав в себя техники классических и современных танцев. Танго отчасти потеряло свой народный характер. Каждому хочется быть хорошим танцором, для этого приходится учить техники. Потому что, если ты не знаешь технику, то никто не захочет с тобой танцевать. На развитие танго во многом повлияли такие музыканты, как Астор Пьяццолла и Освальдо Пульезе. Музыку Пульезе я могу назвать современной. Работая над своими произведениями, он основывался не только на старой танго-музыке. Он знакомился с творениями Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского. Он вложил в танго гармонию и ритм музыки, которую изучал.

Кстати, в отличие от самого танца, милонги за последние 15 лет практически не изменились. Но появилось кое-что новое — практики. Практики — это не такое формальное мероприятие, как милонга. На практиках и цена за участие ниже, и можно прийти не в специальных туфлях для танго, и женщины могут приглашать мужчин. В целом это хорошо, что танго развивается. Потому что если что-то не меняется, то оно умирает. Правда, изменения приносят не только пользу, но и проблемы. Танго становится все более привлекательным для коммерческих отношений. Техника в танце стала сложнее, ее нужно тщательно изучать. Нужно платить за занятия, обувь, костюмы, милонги. Все больше людей приходят в мир танго, думая, что на нем можно заработать.

Ваш любимый оркестр? Какие особенности его музыкальной структуры?

Освальдо Пульезе, Астор Пьяццолла, Анибал Троило. Их музыка гораздо эмоциональней музыки старого танго. Она интенсивна и склонна к изменениям. Их произведения не повторяют то, что уже было написано когда-то. Когда играет танго Астор Пьяццолла вы не чувствуете, что уже слышали что-то подобное. Это нечто абсолютно новое.

Нет ли у вас ощущения, что в современном танго техника стала иметь решающее значение в танце, отодвинув на задний план эмоции? 

Для некоторых людей да, но для других нет. Есть тангерос, которые танцуют для шоу, а не для себя. И это оказывает на них огромное давление. Я думаю, что важно изучать технику, но только для того, чтобы мы могли как можно полнее выразить музыку.  Я могу сделать красивое болео, когда слышу, что музыка просит меня об этом.

Вы говорили, что музыкальная структура — это основа танго. Можете рассказать об этом подробнее?

Для профессиональных танцоров особенно важно понимать музыкальную структуру. Я видел множество танцоров, которые потрясающе танцевали танго, искусно делали болео и другие украшения, но при этом были далеки от музыки. Если вы знакомы с понятием музыкальной структуры, вы можете эмоциональнее передавать музыку, ступать мягче. Расслабление очень важно для танго. Это то, на чем я делаю акцент при обучении. Расслабление не означает, что пара двигается медленно и вяло. Это не отсутствие энергии. Просто только так можно сосредоточиться на музыке и начать танцевать, а не просто делать шаги.

 

Какие особенности понимания музыкальной структуры есть у старых милонгеро и у современных?

Само понятие музыкальной структуры в танго — это относительное современное явление. Только последние 5-6 лет танцоры начали понимать, как важна музыка. Самостоятельное понимание музыки приходит к тангерос тогда, когда они танцуют 10-15 лет. И я не исключение. Как любой танцор сначала я учился шагам. О музыкальной структуре я впервые задумался после 7 лет обучения. Я вдруг понял, что мои движения могут отображать музыку. Но прошло целых 7 лет. В Буэнос-Айресе о музыкальной структуре рассказывает музыкант Игнасио Варчаски (Ignacio Varchausky). Многие танцоры идут на его лекции, чтобы понять, как правильно передавать музыку. Его уроки — это дар для всех тангерос. Я сам многое вынес из его лекций.

Какие основные ошибки в понимании музыкальности, ее структуры есть у танцующих?

Все мы начинаем учить танго по системе, по шагам и по музыкальной фразе. Учитель говорит: раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь и ставит точку, закрывает музыкальную фразу. Мы все начинаем сначала. Но может, музыка не требует, чтобы ее «закрывали»? Начинающие тангерос думают, что просто учат базовые движения. Да, базовые движения хороши для первого года обучения, но танцоры исполняют их и дальше. Спустя год нужно перестать постоянно закрывать, нужно забыть о структуре. Потому что если ты постоянно повторяешь базовые шаги, то никогда не начнешь танцевать с музыкой. Ты просто будешь делать шаги. Тангерос по привычке танцуют как надо, не слушая музыку. И это действительно проблема.

Каковы, на ваш взгляд, особенности взаимодействия с музыкой каждого из партнеров?

Конечно, музыка сильно влияет и на партнера, и на партнершу. Ее понимание очень важно. Если мужчина и женщина в паре знакомы с понятием музыкальной структуры, они смогут танцевать по-настоящему вместе. Вместе делать паузы, вместе делать украшения и поддержки, вместе отражать те эмоции, которые музыка вызывает. Партнер сможет не просто вести, а отображать музыку, а партнерша будет понимать его.

Считается что мужчина ведет, а женщина следует. Вы с этим не согласны?

Сейчас отношении между мужичиной и женщиной меняются по всему миру. Эти изменения коснулись и танго тоже. Раньше в танго ведущую роль всегда занимал мужчина. Как и в жизни вообще. Сейчас благодаря различным феминистическим движением это меняется. И это хорошо. Мужчины осознают свои мачистские проблемы, которые отрицательно влияют и на их жизнь тоже, а женщины обретают права. И это очень важно. Если вы поедете в Буэнос-Айрес, то сможете увидеть на милонге женщин, которые танцуют с женщинами. Или пару мужчина-женщина, где женщина ведет. Все меняется. Танго выражает и протест в том числе. В Аргентине, например, все еще не разрешены аборты. И это ужасно. Танго помогает людям говорить о том, что их действительно волнует.

Как вы относитесь к подобным изменениям?

Хорошо. Мне нравится, что танго положительно влияет на людей. Танец — это не только упражнения для тела. Когда вы занимаетесь танго, вы не просто танцуете. Вы учитесь вести себя в обществе, изучаете язык, чтобы общаться с танцорами из других стран, прихорашиваетесь, выбираете платье или костюм перед милонгой. Танго становится частью социального взаимодействия.  Нет ничего странного в том, что танго начинает выражать как общественные, так и ваши личные проблемы. Существует мнение, что танго, как и любое другое искусство, обладает терапевтическим эффектом. Я с этим не совсем согласен. Занятия танцами способны помочь обнаружить эти проблемы, но не решить их. Танго не лечит травмы. Так что, если у вас есть проблемы, не пытайтесь решить их с помощью танго, обратитесь к психотерапевту (смеется).

10 мая 2019

Беседовала Полина Яук

Добавить комментарий