Интервью с Андреем Панферовым и Катей Петровой

В текущем году клубу «Ла Бока» исполнилось 7 лет. В честь Дня рождения 1 февраля будет проходить Гранд-милонга с участием оркестра Pasional. Мы решили воспользоваться поводом и встретиться с Андреем Панферовым и Катей Петровой, чтобы узнать из первых уст об истории появления их пары, о том, как возникла идея создать клуб и, конечно же, об их опыте организации шоу. 

Танго-Питер: И уже традиционно наш первый вопрос связан с историей вашего становления и как танцоров танго, и как очень яркой пары. Мы знаем, что Андрей танцует очень давно и танцевал с Дашей Николаевой в Каса Латине…

Андрей: Да, это абсолютная правда, но этого уже никто не помнит… Еще в 90-х годах я увидел шоу «Танго Пасьон» в старом составе. Оно мне очень понравилось, но учиться было абсолютно негде. Потом я переехал сюда, в 2000-ых работал в Храпкове, занимался совсем другими танцами. Там я познакомился с Федей Недотко, Димой Егоровым, там же началось мое общение с Дашей.

Танго-Питер: Тогда танго еще не танцевали?

Андрей: Тогда были первые попытки танцевать танец, который сложно было назвать танго, потому что было три с половиной  землекопа, каждый из которых был уверен, что он танцует правильно. К примеру, тогда считали, что танцевать ровно – это неправильно. Другие говорили, что должно быть вот так. Некоторые кричали, что Чичо не очень хорош, давайте смотреть на старых маэстро. Другие говорили, что старики – это плохо, давайте смотреть на Чичо. 

С Дашей я познакомился через Федю – он порекомендовал ее, когда я хотел попробовать заниматься линди-хопом. Мы попробовали, и это было совсем не то. Мы на полгода потерялись. В этот период я начал учиться танго – мои первые уроки были у Юлии Зуевой и Алексея Барболина. Потом опять встретились с Дашей. В этот период в Музкомедии начали ставить шоу «Мечты о танго». Это был 2005 или 2006 год. Поскольку я бывший бальник и уже танцевал социальные танцы, а Даша – “социальщица” со стажем, которая танцевала и линди, и сальсу, и танго, мы каким-то образом вместе попали в это шоу. В результате мы в течение 1,5 месяцев по 8 часов в день вместе с аргентинцами занимались в театре и готовились к шоу.

Танго-Питер: Кто был среди этих аргентинцев?

Андрей: Это было большое шоу, одно из самых знаковых. Договор на его создание был подписан между театром Музкомедии и шоу Эскина Карлос Гардель. К нам приезжал президент национальной Академии танго Хуан Фабри, постановкой и костюмами занималась Долорес де Амо – красивая аргентинская женщина, которая сидела в соболях, мехах, в очках, и говорила, в основном: «Это мне нравится, это мне не нравится». Хореографом был Даниэль Лападула. В состав нашей группы входили Артем Майоров с Юлей Осиной, я с Дашей, Юля Зуева с Лёшей Барболиным. Через полгода подтянулись Оля Николаева с Сережей Сиротюком, Миша Имамутдинов.

Танго-Питер: То есть все началось с шоу?

Андрей: Нельзя сказать, что мы пошли танцевать именно шоу.

Танго-Питер: Не понравилось?

Андрей: Не то чтобы не понравилось, это было очень интересно, но важнее было другое. Поскольку ты каждый день по много часов общаешься с носителем, это все равно что учить язык. Ты потихоньку в эту тему “въезжаешь”. Тебя учат, и помимо хореографии ты получаешь и другие знания. 

После окончания премьер мы с Дашей уехали на месяц в Аргентину. И через несколько месяцев после возвращения домой поехали на Мундиаль. Тогда мы достаточно часто ездили в Аргентину. Сейчас, конечно, себе такого уже не позволяем (смеется). Я знаю людей, которые бросают всё и на полгода уезжают туда, но никогда не мог позволить себе такого. На месяц – нормально.

Танго-Питер: К тому моменту вы уже занимались в Питере?

Андрей: Да, у меня уже была своя школа «Первый шаг», где мы с Дашей занимались каждый день. 

Танго-Питер: Получается, что твоими первыми педагогами были Алексей Барболин и Юля Зуева?  

Андрей: Первые занятия у меня были у Леши и Юли. Потом появились Дамиан Эссель и Нэнси Лузан. Это очень красивая пара! Дамиан, на мой взгляд, один из лучших преподавателей, очень классный методист и очень умный мужик. Потом был венгерский преподаватель Ласло Будаи, очень интересный, мы с ним встречаемся до сих пор. Потом стало очень интересно то, что делает Густаво Навейра, я буквально ездил по миру за ним, стараясь не пропустить ни одного его семинара. В плане построения некой системы в танго он дал бесценные знания. Но основное обучение было, когда попали в театр. Объективно – это когда тебе ломают голову и объясняют, что ты делаешь не так.

Танго-Питер: Как вы познакомились с друг с другом?

Катя: Я пришла на занятие к Андрею.

Андрей: Это был период, когда я работал в Галладенс.

Катя: Это было очень смешно. Тогда я занималась с молодым человеком, причем мы танцевали бальные танцы. И вдруг он говорит: “Слушай, у нас появился такой преподаватель танго! Финалист, призер чемпионата мира! Давай возьмем у него уроки?” И мы в паре стали брать занятия. Сначала это было «танго втроем», а потом я решила заниматься уже с Андреем сама, без партнера.

Танго-Питер: Катя, какая у тебя была мотивация начать заниматься танго? 

Катя: Я 12 лет играла на скрипке, но всю жизнь мечтала танцевать. Поскольку я училась в музыкальной школе, она отнимала очень много времени. Я играла в оркестрах, ансамблях. И вот, наконец, мне исполнилось 17 лет, я начала отращивать ногти – а при игре на скрипке это было невозможно сделать, – и пошла танцевать. Сбылись две мои мечты: ногти и танцы (смеется).

Андрей: Ногти и танцы – в принципе равнозначные вещи (смеется). По уровню отношения к делу это примерно одна история (смеется).

Катя: Когда я училась в СПбГУ на экономическом факультете, у нас был конкурс «Мисс экономист». Мне бы на скрипке выступить с творческим заданием – ведь это самый простой вариант… Но нет, я выбрала танцы! И начала учиться. Кстати, выступила успешно: прошла в финал Мисс Университет. Тогда примерно 4 года я занималась бальными танцами в школе Сашоль. Потом перешла в Галладенс, и именно в тот момент там начали активно развивать танго. Мы тогда участвовали во всех галладенсовских турнирах. 

Андрей: На самом деле про Галладенс много всего наговаривают. Но это замечательная школа!

Танго-Питер: Но в Петербурге это самая тайная школа (смеется).

Андрей: В Петербурге она не настолько востребована, как в Москве. Алексей Миндель – хозяин франшизы – нанял туда аргентинца Диего Аришагу, который это направление развивал. Но он учил молодых ребят со здоровыми телами олдскульному танго. Танцоры не могли понять, почему им нужно танцевать на согнутых ногах. Старички танцуют именно так, потому что у них артрит! Все очень просто. Потом появилась Соня Семинская, которая начала активно продвигать танго. Многие стали заниматься с Себастьяном Арсе. 

Катя: И веяния, которые происходили в Москве, постепенно стали появляться и в нашем городе. И здесь в Галладенс тоже стали танцевать танго.

Андрей: Сначала туда позвали Осхана и Серкана, потом они уехали, и появился я.

Катя: Я перешла в танго, потому что это было что-то новое, интересное, хотелось попробовать, так все и закрутилось.

Танго-Питер: Но там же есть правило, что нельзя иметь отношения с учениками?

Андрей: Открою тебе тайну: такие правила есть везде.

Катя: На самом деле, Андрей значительно старше меня, и я очень долгое время называла его Андрей Петрович и на Вы. На время обучения мы действительно встречались только в Галладенс. Надо отдать должное Андрею – пока он работал в Галладенсе, он никогда не давал уроки на стороне. За месяц предупредил о своем уходе, и до последнего дня я тренировалась только в Галладенс.

Танго-Питер: Я так понимаю, что это случилось к моменту создания клуба?

Катя: Нет, это случилось раньше. Сначала мы вообще не собирались открывать клуб. Когда я занималась в Галладенсе, у Андрея был серьезный настрой поехать на Чемпионат мира. Андрея спрашивали: “Что ты с ней так активно занимаешься? Она же наш клиент! Ты что, ее на Чемпионат мира готовишь?”

Андрей: Я промолчал.

Катя: Когда мы начали готовиться к Чемпионату мира, романтический период в наших отношениях достаточно быстро закончился. И я познала весь этот ужас!

Катя: Наша поездка на Чемпионат мира получилось очень запоминающейся! К тому моменту я танцевала танго 1 год,  мы готовились, занимались, у меня был жесткий танцевальный прессинг.

Андрей: В Аргентине мы удачно нашли отличный отель с бассейном. Возле бассейна была колонна, и под ней лежала меньше сантиметра плитка. Ее реально не видно, особенно когда вокруг все белое.

Катя: Накануне первого дня турнира мы купаемся, я выхожу из воды, задеваю пальцем эту плитку, начинаю падать, чувствую адскую боль! Андрей говорит: “Да что ты, не может быть, чтобы было что-то серьезное!”. А у меня искры из глаз! Мы поехали в местную больницу делать снимок. Андрей говорит: “Да может просто ушиб…” Делаем снимок, а там перелом пальца. Я в слезах! Что делать?

Андрей: А у меня не было вопроса что делать. Я говорю: “Мы в любом случае будем танцевать! Если надо, ты у меня на костылях пойдешь! Ты что, издеваешься?”

Танго-Питер: Скотч?

Андрей: Ты будешь смеяться, но так и есть: больной мизинец мы прикрутили скотчем. И это не шутка! И я сижу с этим доктором и говорю: “Брат! Вот ты понимаешь, ситуация такая, что я вот оттуда прилетел. Ты знаешь, что у вас чемпионат будет?” Доктор: “Конечно знаю! Мундиаль там, танго”. Я: “Мне завтра надо с ней выходить танцевать”. Он на меня смотрит и говорит: “Как доктор, я тебе говорю нет. Но как человек я тебя понимаю, могу дать таблетки”. Я говорю: “Какие на хрен таблетки? Укол выпиши!” Он: “У нас запрещено, я имею право выписывать только перорально, мороз, может еще что-то…”  

Катя: Но все это вообще не работало. Палец болел жутко. У меня была единственная задача – втиснуться со сломанным пальцем в туфлю.

Андрей: В самый первый день выступлений жена сказала: “Может я и буду танцевать со сломанной ногой, но выглядеть должна хорошо!”. Дохромала до такси, каким-то образом нашла место, где ее причесали.

Андрей: После того, как Катя привела себя в порядок, она звонит и говорит: “Очень болит палец, нужен виски!” А я как раз сижу в баре и разминаюсь шампанским (смеется). 

Танго-Питер: Как я понимаю, это было перед самым выступлением?

Андрей: На тот период жизни это было нормально (смеется).

Катя: Хочу отметить, что мы сейчас зожевцы. И я абсолютно непьющий человек, но тогда я понимала, что не смогу по-другому.

Андрей: И картина маслом: я сижу на барном стуле, поворачиваюсь, заходит моя звезда (изображает хромающую Катю), взгляд бешеный, садится за стойку и говорит: “Виски!” Бармен смотрит на меня, я киваю: наливай. Катя выпивает: “Еще!” Бармен опять на меня: я опять киваю.

Приезжаем на чемпионат. Виски, таблетки, заморозка, все разминаются, Катя сидит с поднятой ногой. Выходим и я понимаю, что моя партнерша уже опьянела (смеется).

Катя: Перед тем как начать танцевать, есть ронда, где представляют каждую пару.

Андрей: Тебя представляют и нужно сделать круг почета. И я говорю: “Катюш, вот этот круг надо пройти ровно… Один! Потом я тебя везде протаскаю. Но этот круг ты должна пройти сама! Катя говорит: “Хорошо” (изображает опьяневшим голосом). В итоге мы нормально прошли, и танец получится очень душевным (смеется). После него я сказал: “Катя, я первый раз в жизни танцую на конкурсе с партнершей, которая пьянее, чем я” (смеется).

И мы проходим один тур, выходим в полуфинал, а потом в финал! Мы в шоке!

Катя: Причем на хорошей позиции – 13 или 14. Абсолютно космические ощущения! Мы заходим в гримерку и понимаем, что у нас украли все: одежду, косметику, лекарства. 

Андрей: А нам завтра выступать в Луна Парке. А это 10 000 человек!.

Катя: Тогда я почему-то взяла только одно платье. А на мой рост – 175 – найти платье в Аргентине за 1 день достаточно сложно. В итоге мы нашли новое платье, но оно было прозрачное, короткое и его нужно было постоянно поправлять.

Андрей: У меня тоже серый костюм есть, а серых туфель нет. К тому моменту я уже купил обувь под другой костюм, который тоже благополучно украли. И я прихожу в Неотанго, где всегда покупал себе обувь, и говорю: “Мужики, серые туфли нужны!” Они говорят: “У нас нет”. Я: “Ну что делать-то?” Они: “Ну подожди, сейчас…” Я жду 10 минут, 20, 30, час жду. Выходит мужчина с обувью и говорит: “Только сегодня, пожалуйста, в них не танцуй!” Я спрашиваю: “Почему?” Он: “Их только сделали сейчас”. 

В итоге оттанцевали, заняли в районе 20-го места. Это хороший результат! 

Катя: Думаю, именно там родилась идея делать «Ла Боку». 

Танго-Питер: Вы решили взять какую-то готовую модель клуба или хотели сделать что-то свое?

Катя: Нам хотелось создать клуб как место с особой атмосферой, куда хочется возвращаться. После Галладенса мы снимали разные залы, и у меня портилось настроение от того, что я прихожу в некрасивое место. Я ревностный эстет! Поэтому была задача сделать красивое место, но без ощущения “деньги-деньги-деньги”. Хотелось создать ощущение творческого процесса, ведь когда я училась, у меня было стойкое ощущение, что танцы – это творчество, и преподаватели должны быть счастливы, потому что танцуют со мной.

Андрей: Ага-ага (смеется).

Катя: Поэтому для меня было важно, чтобы не было ощущения, что я плачу и мне оказывают услугу. 

Идея названия принадлежит Андрею. Мы очень долго сидели и придумывали разные варианты. И Андрей предложил: “Давай Ла Бока”. Отсюда весь пазл сложился: какая должна быть атмосфера, цвета и краски. 

Андрей: Красный зал – это было принципиально. Не потому что это Аргентина, страсть и все такое. Все примитивнее. Мне нужно было работать в этом зале по 10 часов в день и все это время держать себя в тонусе. Когда я прихожу в спокойное по цветовой гамме место, мне хорошо, но не хочется ничего делать. Поэтому я настаивал на том, чтобы был яркий раздражающий цвет.

Катя: В начале не было никакого коллектива. Нашим первым преподавателем была Маша Маринова, которую нам порекомендовала Оля Николаева, за что я ей очень благодарна! Тогда я искала учителя по сальсе, и Маша стала преподавать этот танец. Потом появилась Оля Дубравина, с которой я занималась стрип-пластикой. Ну и Андрей.

Танго-Питер: Как вы выбирали преподавателей? Вместе и по отдельности?

Андрей: У нас, слава богу, была правильно распределена ответственность, кто за что отвечал. Катя: “Давай возьмем вот эту, посмотрим вот ту, и эту, а еще вот эту”. А я говорю: “Вообще никого звать не надо! Они сами придут”. 

Катя: И эта концепция до сих пор действует. Мы никого не зовем к нам работать. 

Андрей: Единственный, кого я позвал, – это Леша Мироненко. Он мне очень нравится, спокойный, работящий. Я знал, что у него была какая-то проблема на предыдущем месте работы. И на одном конкурсе я подошел к нему и сказал: “Будет проблема – заходи”. 

Танго-Питер: То есть если ты хочешь преподавать в Ла Боке, то надо приходить самому?

Катя: Однозначно. 

Андрей: Антон пришел сам, Максим пришел сам, Максима Герасимова пригласила Маша.

Катя: Вообще Ла Бока – это место, где работает команда.

Андрей: Здесь никто никого не напрягает. И если кто-то не приживается, то они уходят. В нашей практике увольнений было от силы три. 

Катя: В нашей команде работают люди, которые проникаются атмосферой клуба и разговаривают на одном языке. У нас общие цели и мировоззрение, и мы хотим развиваться. Наши пары тренируются каждый день и их никто не заставляет это делать. 

Танго-Питер: Кто за что отвечает в вашей паре?

Андрей: У нас за все отвечает Екатерина (смеется).

Танго-Питер: То есть директор ты?

Андрей: Конечно, Катя (смеется). Если серьезно, то помнишь Шерлока Холмса и Доктора Ватсона? Катя относится к тому типу людей, кому нужно все проговорить. Иногда мне можно просто молчать – она и так все скажет. Но в некоторых вопросах все же нужен мужик. Поэтому я слушаю, но в определенных ситуациях могу сказать: вот это мы делать не будем. И в чем ее большой плюс – она к моему мнению прислушивается. 

Катя: Если говорить в общем, то Андрей отвечает за все, что связано с танцевальной частью и взаимоотношениями с коллективом, а я занимаюсь организационными вопросами. Какие-то стратегические решения – они совместные. Например, постановки шоу. Это, наверное, некая проблема, но мы вообще не перестаем работать. Все время думаем о том, как сделать лучше, как что-то придумать. У нас был период, когда мы чувствовали застой, который нужно было преодолевать. Мы очень много разговариваем, поэтому стратегическое решение – оно рождается вдвоем. Организация и исполнение этого процесса – уже моя функция. 

Танго-Питер: Насколько это влияет на ваши взаимоотношения как пары? 

Андрей: Тяжело… 

Катя: С одной стороны, минус, что мы вместе работаем, и у нас нет времени для отдыха. С другой стороны, это большой плюс, потому что мы “дышим” одним и тем же, говорим об одних и тех же вещах, и этот интерес не прекращается. 

Андрей: Мне кажется, что в последний год мы научились уважению к мозгам друг друга. Мы разные. Для Кати нормально сидеть и что-то обсуждать. А я, когда закончил работу, не хочу больше об этом думать. Я прихожу домой, пытаюсь поесть, а мне начинают рассказывать о чем-то. А мне вообще это неинтересно! Раньше я молчал-молчал-молчал, и раз – срываюсь. Сейчас Катя понимает, когда лучше спросить, а когда лучше промолчать. И поскольку сейчас разговоры происходят, как правило, в нужный момент, я могу спокойно обсуждать с ней возникающие вопросы. 

Катя: Да, сейчас я знаю, что на тренировках нужно просто молчать (смеется). 

Танго-Питер: Молчать нужно всем? В том числе ученикам?

Андрей: В 87 или 88 году, когда я танцевал 1,5 года, меня вывезли на семинар. И я с умным видом задал вопрос преподавателю, а он на меня посмотрел и сказал: “Иди учи текст”. Смысла в моем вопросе не было никакого. Иногда нужно просто делать то, что говорят. Со взрослыми давно танцующими ребятами разговаривать интересно. Я с удовольствием их слушаю. А когда начинашка спрашивает у тебя матанализ, это странно. Мне несложно поговорить, но от этого не будет никакого толку. 

Танго-Питер: Расскажите о вашей работе по постановкам шоу. Зачем вы это делаете? В чем идея? 

Катя: Мы любим танго и хотим, чтобы оно развивалось. А для этого нужно работать в разных направлениях, в том числе и по популяризации. Поэтому первая идея – продвижение танго. Мы не питаем иллюзий, что те люди, которые приходят на шоу, потом захотят танцевать. Это разная аудитория. Но популяризация – это важно. Второй момент – это развитие самого танго. Перед тем как поставить наше первое шоу, в 2014 году мы были на Чемпионате Европы и увидели там пару: Ванессу Вижальба и Факундо Пиньеро. И это было удивительно!

Андрей:  И вот мы видим первый танец Ванессы и Факундо, и я говорю Кате: “Иди договаривайся на ноябрь!”

Катя: Потому что первая мысль, которая возникла тогда: “Так вот оно какое на самом деле, танго-эсценарио!”

Танго-Питер: Все были в шоке от такого уровня? 

Андрей: Абсолютно! Я думал, что я уже видел многое… 

Катя: Это была не просто выученная хореография. Танец был построен на абсолютнейшем взаимодействии! 

Андрей: И возвращаясь к вопросу… Изначально мы хотели сделать шоу на базе нашей школы для небольшого количества людей. Для этого мы привлекли Хулио Бальмаседу. Но вскоре поняли, что камерное шоу мы не сможем окупить. Тогда  решили делать шоу на большую сцену, стали искать подходящих хореографов. Ванеса и Факундо имели огромный опыт постановок групповых и сольных хореографий, и все сложилось. Это было идеальное сочетание. 

Катя: Я в целом за постоянное развитие. Наше первое шоу La Boca Tango Show включало микс поэзии, драматургии и танго. Это была вымышленная история одной девушки, которая приезжает в Аргентину в поисках лучшей жизни, влюбляется, ее жизнь меняется. Мы придумали эту историю, рассказали концепцию хореографам и в течение месяца делали постановку. Это было шоу для всех людей, даже тех, которые не знают, что такое танго. 

Андрей: Вначале было непросто. Если взять в пример Москву, то у них, не в обиду нашим оркестрантам будет сказано, есть хороший оркестр, достаточно хорошие конкурсные и шоу-танцоры. Что, к примеру, делает Ира Перетятько? Ей достаточно взять свой оркестр, выпустить 3-4 замечательные пары, которые уже есть, и это уже отличный концерт! И она это делает хорошо. Но это именно концерт… 

У нас была немного другая идея. Мы хотели сделать спектакль, потому что питерская публика, на наш взгляд, отличается от московской. 

Катя: Мое первое образование – экономическое. Но я понимала, что для того, чтобы делать качественные мероприятия, постановки, должна быть хорошая теоретическая база. Тогда поступила на режиссерский факультет. 

Андрей: Я тоже сдал документы, но так и не пошел учиться.

Катя: Потому что невозможно учиться и работать одновременно – ты выпадаешь из жизни на полтора месяца два раза в год!

Андрей: Кто-то должен и деньги зарабатывать

Катя: К примеру, я в течение этого периода занималась в театре с 8 утра до 10 вечера. И это не лекции, ты не можешь оттуда уйти. Ты работаешь в театре со своей группой и постоянно делаешь постановки. 

Таким образом, в 2015 году вышло наше первое шоу с Ванессой Вижальба и Факундо Пиньеро, которое так и называлось  «Ла Бока Танго шоу». Мы показывали его 3 года. Потом нам захотелось обновления. 

В итоге в 2017 году вышло наше второе шоу, более метафорично-ассоциативное, с более сложной хореографией и привлечением Solo Tango Orquesta. 

И если бы вы спросили почему пары из Ла Боки побеждают, я бы сказала, что на это есть 3 причины. Во-первых, это эффект погружения, когда ты постоянно в этом варишься, смотришь друг на друга и что-то можешь обсудить. Всегда есть взгляд со стороны. Второй момент – супермощные прокачки, которые у нас были с шоу. Ведь это не просто выученная хореография. Это, в том числе, взаимодействие. Третье – бесконечные мастер-классы с маэстрос.

Катя: Подготовки к шоу – это супермощный апгрейд для всех танцоров, потому что ты тренируешься каждый день.

Андрей: Мы никогда не приглашаем посредственных маэстрос.

Катя: И возвращаясь к нынешнему шоу Tango Stories, премьера которого состоится 19 марта на Новой сцене ЛДМ. Нам хотелось сделать что-то отличное от предыдущего спектакля. В итоге родилась концепция шоу, где танго будет выступать не языком, не средством выражения, а главным действующим лицом. 

Просто вдумайтесь: ведь танго – это танец, который родился в порту, в борделях, в непонятных условиях, перешел в свет, расцвел, а потом преодолел тридцатилетнее забвение и охватил весь мир! Это интересно и удивительно, что же такого есть в танго, как оно развивалось, чтобы стать популярным во всем мире. Поэтому сейчас это будет история аргентинского танго, история развития, метаморфозы самого танца, начиная с кандомбе, продолжая какими-то движениями, которые взяли свое начало от моряков, которые прибывали в порт Буэнос-Айреса и двигались определенными шагами, которые были придуманы в то время.

Нам было важно, чтобы это шоу отличалось от других танго-шоу. Сейчас многие из них чисто хореографически очень похожи друг на друга: одни и те же прыжки и поддержки. Но это, как как мне кажется, немного уходит от сути этого танца, становится очень непохоже на социальное танго. Те, кто увидит супер-сценическое танго, вряд ли захотят идти учиться танцевать. Это все равно, что ты смотришь балет в Мариинском театре и понимаешь: “Это очень круто, но балериной я никогда не стану”. И мы хотели показать именно изменение самого языка танца. И долго думали, кого же пригласить для этого. 

Андрей: Выбор хореографа и постановщика, действительно, был очень сложным. Ванесса Вижальба и Факундо Пиньеро – однозначно прекрасные, хорошие, опытные, работоспособные. Но сегодня похожие с точки зрения концепции шоу ставят в различных европейских городах. А нам хотелось сделать принципиально другое. Поэтому мы выбрали Фабиана Перальту. Он очень трепетно относится к истории и культуре танго. 

Катя: Мы первые пригласили Ванессу и Факундо в Россию. И это действительно космическая пара, одна из лучших на сегодня. С ними стали заниматься все! 90% хореографий, которые вы видите на чемпионатах сегодня – это Ванесса и Факундо. Они были у нас много раз, жили по 1-2 месяца. Это привело к тому, что у нас стало больше красивых качественных пар, но, к сожалению, похожих друг на друга. И делать еще один такой же продукт, который не факт, что будет лучше, нам не хотелось. 

Танго-Питер: К какой эпохе относится эта история? 

Катя: Это весь период развития танго, начиная от его зарождения, продолжая золотым веком, периодом забвения и возрождения, благодаря танго-шоу «Tango Argentino», которое было поставлено в 1983 году. Мы назвали его «Tango Stories». Там также будет играть Solo Tango Orquestra, естественно, будут танцевать Фабиан Перальта и Хозефина Бермудес, а также все наши ребята. Также там будет выдающийся певец Чино Лаборде. Мы познакомились с ним в прошлом году и просто влюбились в него. Он не просто классный певец, но и отличный драматический актер. Очень харизматичный.

Танго-Питер: Как вам удается все это окупать? 

Катя: Отсутствием жадности (смеется).

Андрей: Это банально, но факт. На самом деле, у всех ребят изначально вполне адекватные ставки. Мы никогда не предлагаем работать на испытательном сроке без оплаты. У нас изначально уважительное уважение друг к другу.

Катя: Кроме того, я верю во всемирную справедливость, и мне кажется, что чем больше ты вкладываешь, тем больше получаешь. Это касается всего: эмоций, денег, сил. 

Что касается фестивалей, то в отличие от других, у нас есть возможность их делать, потому что у нас хорошо работает собственная школа. Можно было бы заработать деньги, положить их в карман и ничего не делать. Но мы постоянно инвестируем. Появляются свободные ресурсы – ремонтируем зал, что-то улучшаем, организуем мастер-классы, делаем постановки. 

Андрей: Катя экономист и понимает, как это должно работать. Я этого не понимаю. Я понимаю абстрактно, Катя – конкретно. У нас нет текучки кадров и это большой плюс. Люди, которые приходят, видят одних и тех же администраторов и педагогов. Не жадничать – это очень сложно, но это работает. 

Катя: У меня есть несколько женщин-эталонов. Недавно слышала интервью с режиссером, продюсером и коучем Линой Арифулиной, которая рассказывала про шоу-бизнес. Она говорила, что важно соблюдать баланс. Не должно быть просто шоу-шоу-шоу. Только бизнес – это тоже не то. Нужно найти грань между ними, и это очень сложно. У нас были абсолютно убыточные проекты, на которые мы брали кредиты, потом расплачивались. Это было тяжело. Но в итоге получался качественный продукт. Чисто экономически, привести нового студента – очень дорого. Поэтому лучше делать так, чтобы всем было хорошо.

Андрей: Здесь нет никакого чуда, просто грамотная экономика. Это не просто: “А вот давайте сейчас школу танцев сделаем. У нас такая энергетика! Мы сейчас как вместе с вами соберемся…” – это все фигня. Нужны мозги и человек с экономическим образованием в команде должен быть. И это все Катя. Но когда Катя не понимает каких-то внутренних танцевальных вопросов в отношениях преподавателей, она советуется со мной. Я был с обеих сторон и знаю, каким должен быть хороший работодатель и что происходит с танцором, когда ему не платят деньги. 

Танго-Питер: Прежде чем мы спросим про фестивали, скажите, в чём для вас отличие социального танго от выступлений на сцене и что для вас социальная составляющая? 

Андрей: Я пытался месяц назад объяснить, мне всё равно никто не верит! Я ненавижу хореографию!

Катя: Для нас с Андреем предельно важны чувства взаимодействия, ощущений, направления энергии. И мы сейчас активно работаем именно над энергией в паре. Это основа танго. Меня даже немножечко коробит, когда я вижу, как сейчас все называют танго. Андрей всегда говорит, что не надо делать из танго шестой танец латиноамериканской программы, это вообще другая история. 

ТангоПитер: А то, что происходит, чемпионаты – вам не кажется, что это как-то коррелирует с постулатом про шестой танец латиноамериканской программы?

Андрей: Вот смотри. Чемпионаты когда появились? 

ТангоПитер: Больше десяти лет назад.

Андрей: Это первый Мундиаль появился в 2004 или 2005 году. А чемпионаты были всё время. 

Катя: Я сейчас готовила для La Boca Dance News две статьи по поводу недавно ушедших Хулио Бальмаседы и Эль Нене Масчи (El Nene Masci). Они говорили про чемпионат, который был в 1970-каком-то году, где Мигель Бальмаседа что-то выиграл. То есть они были всегда, но проходили в рамках милонг. Человек по своей природе хочет соревноваться. Танго – это не только про мужчину и женщину, это про человеческую сущность в целом, и одна из ее граней – доказывать, что он лучший.

Андрей: А в чём противоречие? Никто не может ответить на этот вопрос.

Танго-Питер: Противоречия нет. Тут, скорее, был вопрос, что это значит для вас. Потому что многие считают, что танцевание на конкурсах – это очень плохо. В интервью с другими преподавателями мы пытались раскрыть, что ничего плохого в этом нет. И хотим узнать вашу точку зрения.

Катя: Многие аргентинцы, даже самые именитые, сами участвуют или хотели участвовать в чемпионатах, их прошлые поколения тоже это делали. Знали ли Вы, что, например, Гастон Торелли участвовал в Мундиале? То есть это было всегда, и это абсолютно нормально.

Андрей: Но во всем – и в социальном, и в сценическом, и в конкурсном танго – каждую вещь можно довести до абсурда. Испортить даже самую прекрасную идею. Когда речь идет о Мундиале – это хорошая обстановка, атмосфера, залы, люди, магазины… Это круто! Иногда делают чемпионаты под любой приезд аргентинца… Хотя опять-таки, не имею ничего против. 

Катя: Если есть спрос, то почему бы и нет? Есть разные категории. Категория милонгеро вообще великолепная – мне кажется, она настолько отражает саму сущность танго, когда ты танцуешь с разными партнерами, меняешься – это круто! Почему нет?

Танго-Питер: То есть у вас, условно, есть категории для профессионалов, куда приезжает пол-Москвы и где танцуют в основном профессионалы. Есть категория Pro-Am, где начинающие танцуют с профессионалами.

Катя: Если говорить про чемпионат «Милонга Северо-Запада», который мы проводим в рамках Ла Бока Танго Фестиваль, у нас нет такого деления. В этом чемпионате есть категории: начинающие, средний уровень и официальная категория tango de pista, есть отдельно танго-вальс, есть милонга, есть три танго (то есть танго-вальс-милонга), есть танго-эсценарио. Это большой чемпионат в рамках фестиваля. Он является отборочным туром к Чемпионату России «Милонга России». Сам Фестиваль состоит из четырех частей. Первая – открытие, танго-шоу. Вторая – милонги, которые проходят в роскошном-зале Кристалл-Холл, с оркестром и выступлениями маэстрос. Третья часть – чемпионат. Ну и четвёртая – мастер-классы.

В общем, в нашем Чемпионате нет всех этих А, В, С уровней. Все зависит от того, как вы сами себя ощущаете. Но где себя любой танцующий танго однозначно спокойно может чувствовать, – это в категории милонгеро.

Андрей: Вопрос, для чего ты участвуешь: хочешь выиграть или кайфушку поймать от самого процесса. Если говорить про конкурсы, то в первом Чемпионате России, который был как раз в 2005 году, мы с Дашей Николаевой заняли последнее место. Из шести пар. На следующий год мы выиграли.

Танго-Питер: Как получилось, что вы стали последними в 2005 году?

Андрей: Это было через два или три занятия, мы пошли просто на ша́ру. И вот мы с Катей Коптеловой поделили последнее место. Катя танцевала с Димой Майоровым, а мы танцевали с Дашей. Но после этой истории мы поехали на мундиаль.

Катя: Надо понимать, что конкурс – это абсолютная случайность.

Андрей: Лотерея. Куркатов, чемпион Европы – реально крутой танцор, а на этом Чемпионате мира непонятным образом на отборочном этапе вылетел.

Катя: Я общалась со многими хорошими танцорами и спрашивала: “Зачем вы участвуете в чемпионатах?”. Все говорят, что это очень крутой стимул для развития. 

Если ты профессиональный танцор, странно ставить целью просто прикольно танцевать. Когда есть желание просто потанцевать, мы ходим на милонги. Но, к сожалению, в последнее время мы их редко посещаем. Как правило, к концу недели силы заканчиваются. Плюс дети, с которыми мы полноценно провести время можем только по выходным.

Андрей: В прошлом году мы поехали на чемпионат Турции. “Ну чё, сгоняем в Турцию?” – “Давай сгоняем”. Там был отборочный тур для Мундиаля. Фурсовы выиграли, мы стали шестые или седьмые. Вот тоже: нафига мне это надо? Не надо. Но, объясняю: когда ты думаешь, что тебе нужно куда-то выйти и выглядеть нормально, это стимул в сорок четыре года себя держать в форме. Потому что легко сказать: “О да, я классный и так, я старый милонгеро, класс!”.

Катя: Танго очень развивается. То танго, которое сейчас, может нравиться, может не нравиться, но нельзя не быть в тренде, нужно развиваться все время, искать что-то свое…

Андрей: Тут я категорически не согласен. Вот именно, что нужно искать что-то свое.

Танго-Питер: Заканчивая тему чемпионатов. Кто у вас будет судить? Мы видели примеры, когда судят те же, кто преподавал, своих же учеников, их там трое человек…

Катя: «Милонгу Северо-Запада» отличает великолепная судейская панель. Потому что там восемь человек – истинных аргентинцев, икон танго. И очень интересно даже не то, как они тебя оценят, а чтобы они посмотрели на твой танец. И всегда есть возможность – это абсолютно принятая практика – подойти потом к судье и спросить его мнение. Что добавить в танец, как развиваться. В общем, будет абсолютно непредвзятое судейство, потому что у них никакого интереса нет, они просто приезжают на фестиваль и также судят.

Андрей: Никакого продвижения, никаких “вот со мной сейчас позанимается, я пойду уроки у него возьму, и он меня лучше оценит”. 

Танго-Питер: А что про европейские чемпионаты? Говорят, там заносят…

Андрей: Нет там заносов, это я вам точно говорю! Мы просто смеемся, потому что тем, кто говорит про Ла Боку, что мы договариваемся, я задаю только один вопрос: “Почему я за себя не договорился?” (смеются).

Танго-Питер: Ты уже потому что всё получил! 

Андрей: У меня еще нет чемпионства!

Танго-Питер: Я спрашиваю не про Ла Боку, а в принципе.

Катя: У нас работает Антон Попиченко, который вместе с Леной Кирьяновой стали чемпионами Европы в 2019 году, Максим и Наталья Лучко стали чемпионами в 2017 году. Маша Маринова с Максимом Герасимовым, которые были вторые и третьи на чемпионате Европы в 16м, в 15м. Никто из них не заносил ничего.

Возвращаясь к нашему Фестивалю: к нам приезжают знаковые пары блестящих аргентинских маэстро Сабрина и Рубен Велиз, Фабиан Перальта и Хосефина Бермудес, Пабло Инца и София Саборидо – супер социально-ориентированная пара, Нери Пилиу и Янина Киньонес. 

Танго-Питер: Велизы – это мой личный респект!

Андрей: Велизы – это мегапрофи.

Танго-Питер: Как вы выбираете маэстрос?

Катя: Кто нравится – не нравится, с кем мы лично хотели бы позаниматься.

Кстати, к вопросу, что сейчас не очень посещают мастер-классы, все соревнуются, все уже звезды. В прошлом году на Чемпионате было очень много участников, а мастер-классы посетило не так много людей. О чем это говорит? О том, что людям кажется, что они уже всему научились и теперь пора показывать искусство, мастерство. А это не так, потому что те, кто хорошо танцует, никогда не останавливаются в своем развитии. Мы работаем с Перальтой, так у него каждый день по 4-5 часов самостоятельных тренировок, он развивает свою волну. И очень хочется донести, что, когда приезжают аргентинцы, особенно хорошие аргентинцы, имеет смысл, если ты чуть-чуть хотя бы занимаешься танго, на них посмотреть. 

Была такая уникальная история, когда мы пригласили Мигеля Анхеля Зотто. Можно по-разному относиться к его стилистике, но это реально легенда! Это тот столп, на котором зиждется танго.

Андрей: Ну, не то что зиждется, но он очень крутой взрослый танцор старого поколения, который перенес танго-салон на сцену. Он в отличной форме, хорошо выглядит, танцует на своей волне. Это вообще “вау”! 

Катя: И мы сделали гранд-милонгу. В этот же день была регулярная милонга, там тоже кто-то выступал, но это был малоизвестный танцор. И мы были в шоке от того, что так мало людей пришло на милонгу с Зотто. Мне было так обидно, потому что это не про деньги, не про что-то ещё, а про то, что приезжает реально легенда! Сейчас привезти Мигеля Анхеля Зотто мало кто может себе позволить, у него очень специфические условия. 

Андрей: Ну окей, мы его уже привезли, приди хоть посмотри! Пятьдесят шесть человек, как сейчас помню эту цифру.

Катя: Это очень мало. Для меня это было шок! Это все равно что ты занимаешься шахматами, приехал Гарри Каспаров и ты “да ну его на хрен, этого Гарика Каспарова, пойду во дворе поиграю”. 

Танго-Питер: В Питере очень часто так бывает. Ольга Николаева привезла Панчо Мартинеса Пея, который просто бомба, судья мундиаля, один из очень крутых ребят, как Бальмаседа. И на его мастер-классы пришло шесть пар. 

Катя: Поэтому мы призываем всех прийти на фестиваль! Для тех, кто только начал танцевать, – погрузиться в эту историю, для тех, кто танцует давно, – чтобы себя вдохновить заново. Иногда мы все переживаем кризисы, и чтобы как-то себя мотивировать, вдохновлять, иногда достаточно просто посмотреть на классных танцоров, почувствовать эту атмосферу.

Андрей: Возненавидеть их! Обнулиться и сделать лучше. 

ТангоПитер: Что вас вдохновляет в ваших маэстрос? В тех маэстрос, которых вы привозите?

Андрей: Они непохожи друг на друга в принципе. 

Взять, например, Велизов – это суперпрофессиональная пара, и партнер, и партнерша очень высокого уровня, которые воспитали кучу крутых танцоров. 

Перальта имеет свою уникальную стилистику, которую больше не делает никто. 

Мне, например, очень нравятся Ариадна Навейра и Фернандо Санчес. Вот Фабиан – то же самое, только ближе и больше. Он обращает внимание на нюансы, которые были в 70-е, например. В тот период были какие-то шаги, и вот они доведены в силу специфики его характера до филигранного состояния! 

Инца мне очень нравится по своей социальной сути: он не причесанный, не прилизанный, не конкурсный, не шоу-шоу, а именно хорошего уровня профессиональный и одновременно социальный танцор. 

Нери с Яниной – очень интересная пара: такая суперженственная Янина и  киногерой-плохиш Нери. И они все разные! 

Катя: Янина и Нери – очень востребованная пара в Европе. Многие с ними занимаются, но мы захотели их пригласить, когда увидели на Tango Emotion Festival в Италии. Там настолько огромный зал, что заполнить его очень тяжело. Даже знаковые пары маэстрос немного терялись на этой гигантской площадке. Но когда вышли Нери с Яниной… Они реально зажгли вот эти тысячи человек!

Танго-Питер: Кто для вас хороший танцор? Когда ты смотришь на человека в ронде, чем он тебя завоевывает? 

Андрей: Я по-прежнему восхищаюсь, например, Пабло Вероном. Сейчас он, может, не в тренде… Но когда он приезжал, и я был на его уроках, то понимал, что там такие знания! Просто их все сложно воспринять. Потом, например, один из моих любимых танцоров – это Карлос Копелло. Вы о таком, может, даже не слышали. Но для меня это “вау!” с точки зрения шоумена. Безумная энергетика! 

Катя: На мой взгляд, самое главное – это энергетика! Потому что то, что зачастую красиво выглядит на картинке, не всегда так воспринимается живьем.

Андрей: Важны энергетика и чистота исполнения. Может быть мало, но чисто. Может быть много – и грязно, беспонтово, неинтересно. Может быть два с половиной шага, но с кайфовым заполнением музыки, с внутренней энергией в паре, ненавижу это слово “энергия”, но вот она либо есть, либо нет.

Катя: Взаимодействие…

Андрей: Да, потому что можно выучить кучу всего, делать много телодвижений, но они не вместе, а рядышком.

Катя: Тот же Панчо Мартинес Пей, который выступал с Алехандрой Гутти – это космос! Алехандра абсолютно сумасшедшая, но у нее такая энергетика!

Андрей: Абсолютно чокнутая, но она прекрасна. Самые крутые на сегодняшний день из молодняка такого – это, конечно, Кларисса Арагон и Джонатан Сааведра. Это “супер-мега-вау” во всех смыслах. Невероятные ребята. Они инопланетяне.  Это мой идеал пары. То есть я так никогда не смогу. У них очень зрелый танец. Я слушал их мастер-классы и думал: “Они очень молодые, чтобы так круто говорить и так круто думать”. Но это факт, это самородки! 

Танго-Питер: Они чьи ученики?

Катя: Факундо де ла Круза и вроде еще занимались у Алехандры Мантиньян.

Самое интересное, что, когда они были у нас в позапрошлом году, то брали уроки с Перальтой и с Хосефиной. Это к вопросу о посещении мастер-классов. 

Танго-Питер: Ну и последний вопрос. Расскажите о ваших планах на будущее.

Катя: В текущем году нашему клубу исполнилось 7 лет. Отмечаем 1 февраля. Будет гранд-милонга и выступления. Мы хотим сделать праздник не только для членов нашего клуба, но и для всех, кто танцует танго. Сначала будет концерт, потом милонга с оркестром Pasional. 

Самое крупное мероприятие – фестиваль, который пройдет с 19 по 22 марта, и в рамках него будет много событий. 

Андрей: Здесь будут и уроки, и милонги, и мастер-классы, и конкурс, и шоу. 

Катя: Будет возможность потанцевать с разными людьми. У нас уже зарегистрировалось очень много участников. В прошлом году было много городов,  в этом году – еще больше. Москва, Новосибирск, Якутск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Севастополь, Минск, Пермь и многие другие. Едут участники из Швеции, Финляндии, Дании, Турции. У нас будет милонга-открытие в нашем клубе, на следующий день – Чемпионат, который завершится гранд-милонгой с оркестром Solo Tango, певцом Чино Лаборде и выступлением двух пар маэстрос. Следующие два дня – это дни мастер-классов, потом вторая гранд-милонга с выступлением Велисов и Фабиана Перальты с Хосефиной Бермудес. И есть еще одна фишечка – в субботу будет диджеить Пабло Инца! Он очень любит это делать, но никогда не диджеил в России. И вот мы решили провести такой эксперимент. Воскресенье – тоже мастер-классы и завершающая милонга.

Танго-Питер: То есть на этой неделе ничего не планировать? (смеется).

Катя: С четверга по воскресенье – точно! (смеется).

Ну и 19 марта премьера спектакля.

Танго-Питер: Вы в марте собрали большое количество всего!

Андрей: Да капец, я сам в шоке! 

Танго-Питер: Удается ли отдыхать при таком ритме?

Андрей: Да. Особенно если жена молчит, когда я прихожу с работы, и я отдыхаю (смеется). Но если серьезно, то в субботу и воскресенье мы стараемся убегать на дачу. Раньше у меня был один выходной. Но сейчас я с радостью уезжаю на оба выходных. 

Катя: Да, надо хотя бы один день лежать овощем на диване (смеется). 

Андрей: Когда Катя начала танцевать, она поняла, что танцору раз в неделю нужно лежать. Раньше она этого не понимала, но сейчас взрослеет и набирается опыта (смеется).

Танго-Питер: Спасибо большое за встречу! 

Добавить комментарий