Двойной капкан. Часть третья. «Возвращение»

Путешествуя по Сицилии, я услышала хит Джека Саворетти «Русская рулетка» о современной войне. В России этот английский певец итальянского происхождения мало известен, а на Западе он звезда. Его песня произвела на меня очень сильное впечатление и осталась в памяти, но тогда ещё не породила никаких сценариев. 

Осенью 2017 года я со студией  Dominoeffect собиралась снимать фильм «На остановке» с Машей Мариновой и Антоном Попиченко, но по причинам, о которых я расскажу в другой раз, съёмки отложили на неопределённое время. А у меня были собраны денежные средства, и их стоило пустить в дело. И тут как раз вспомнился хит «Русская рулетка»! Буквально за час на эту музыку я написала сценарий «Возвращение», специально выстроенный под брутального Антона. Полночи мы с оператором Славой Казанцевым, которому очень понравилась идея, прикидывали, как и что будем снимать. Утром я счастливая отправила сценарий Антону. Ответ обескуражил: «Если в конце фильма моё фото будет в траурной рамке, то сниматься не стану». Упс! А у меня в мозгу сценарий и Антон связаны неразрывно. Партия и Ленин — близнецы-братья. А фото в чёрной рамке — ключевой момент фильма! Я убедила Антона, что обойдёмся без рамки, но чем заменить её даже приблизительно не представляла и, как Скарлет О’Хара в «Унесённых ветром», сказала себе: «Я подумаю об этом завтра».

Машу Маринову сценарий тоже устроил. И мы начали работать. 

Ещё при съёмках «Музы» я выяснила, что нельзя взять для фильма любую нравящуюся тебе музыку. За неё надо платить правообладателям. А денег у меня всегда было очень мало. Только-только на съёмки. И каждый раз начиналась серьёзная переписка с просьбой, чтобы для нашего проекта разрешили использовать нужную композицию бесплатно. Когда меня спрашивают, зарабатываю ли я на своих фильмах, то я всегда честно отвечаю «Нет». Так как авторскую музыку можно использовать бесплатно только в НЕ коммерческих проектах. Иначе приходится раскошеливаться. А нашего скромного бюджета на это не хватит. Но у нас в команде нашёлся человек, который научился писать правообладателям такие слёзные письма, что мы получали нужные нам разрешения. Это помощник режиссёра Анна Терентьева. Её знание иностранных языков позволяло ей блестяще справляться с такой задачей. Но с «Русской рулеткой» всё оказалось не так просто. За неё, как за супер бестселлер, запросили аж 50 тысяч долларов. Понятно, что для нас это была какая-то фантастическая сумма. Но и отказаться от этой музыки я не могла: я понимала, что без неё нет фильма. И Анна взвалила на себя тяжёлую обязанность бороться за наши интересы. Эта борьба затянулась почти на год. Анна проявила просто чудеса убедительности в переговорах. Упрашивала, умоляла… Цена постепенно снижалась. И вот уже 25 тысяч, а вот 12 тысяч, потом 6 тысяч. И, наконец, 2000! 

Это была последняя цена. Анна совершила невозможное: мы стали обладателями вожделенной лицензии! В последствии наш фильм был выставлен на сайте фанатов Джека Саворетти и удостоился их восторженных отзывов. 

Дальше всё пошло по уже отработанной схеме: постановка хореографии, репетиции, поиск локации. 

Мы много спорили, в каком роде войск служит наш герой, в каком звании. Форма летчика или моряка смотрелась бы особенно эффектно. Но решили, что у нас всё-таки собирательный образ военного, значит форма цвета хаки, сухопутные войска. 

Мы с Антоном отправились по военторгам приобретать для него два вида обмундирования: полевое и обычное. Но обычная форма продаётся без погон и знаков отличия. Они выбираются отдельно. Художником на картине работал Слава Родионов, который отслужил в армии. (Его вместе со Славой Казанцевым называли «славная команда»). 

Он, как специалист, сам должен был купить все необходимые знаки отличия для кителя. Я ему полностью доверяла и не вникала в процесс. Поэтому совершенно неожиданно для меня по решению нашего художника Славы Антон стал танкистом .

В жизни Антон — танцор и эстет. 

Он привык всегда выглядеть на сцене элегантно. Поэтому хотел , чтобы костюмы для него мы купили новые, а не взяли напрокат на Ленфильме. Надо было видеть его лицо, когда на съёмочной площадке первое, что сделали художники, это стали превращать его свежекупленный костюм в «живой»: посыпать цементом, тереть наждачкой, делать зазубрины ножом! У кино свои законы. Оно требует от вещей естественности, натуральности. Невозможно прийти с войны в новой чистой форме.

Если с костюмом Антона всё было понятно, то над Машиным образом надо было серьёзно поработать. Ей тоже требовались два наряда: на счастливый и несчастливый период жизни её героини. Перебирали Машин гардероб. Искали нарядное платье. Никак не могли выбрать цвет. И остановились на одном элегантном гладком чёрном платье с широкой лёгкой юбкой. Но в кадре оно смотрелось мрачновато. Решили добавить нижнюю красную юбку и красные туфли. Но и этого оказалось мало. Маша предложила под платье надеть кружевное боди с длинными рукавами. И получился шикарный наряд! Маша, умничка, сама сшила все детали. С ней приятно и легко работать, так как она старается помогать во всём.

Со вторым образом дело обстояло не проще. Нужно было подобрать строгий офисный наряд. Юбка и блузка для этого подходили бы идеально, хотя это не Машин стиль. Но ура! В единственном экземпляре она нашла нужные вещи!

Если фильм сделан качественно, то зрители не замечают тех проблем, которые возникали на площадке. Я сейчас даже не имею ввиду глобальные сложности, а неожиданные мелочи, которые могут испортить всё. 

Ребята не репетировали в костюмах ни разу. Это сыграло свою подлую роль на съёмках. Кружевные рукава платья Маши постоянно цеплялись за погоны Антона. Стало понятно, что надо срочно менять некоторые движения, чтобы не порвать ажурную ткань. 

Когда мы только приступили к постановке хореографии, я ребятам сразу определила задачу: танец должен состоять из трёх частей. Первая часть — радость встречи, вторая часть более чувственная, третья — объятия на полу. Антон и Маша довольно быстро создали интересную хореографию, но на площадке ребята не смогли полностью исполнить третью часть, так как неровный занозистый пол не позволил это сделать. Мне было безумно обидно, так как эта часть нравилась больше всего. 

У нас были подготовлены два идентичных танца: один Антон исполнял с Машей, а второй — с платьем Маши. Мы бы сэкономили кучу времени и сил, если бы снимали эти танцы в каждом ракурсе подряд друг за другом. Выставили бы свет и сняли бы с данной точки оба варианта! Только быстро переодеть Антона. Красота. Но увы. С Машей Антон танцует чистый, красивый и, главное, — побритый. А с платьем он танцует, вернувшись с войны небритым и помятым. Неувязочка. Пришлось сначала отснять все «небритые» дубли, а потом уже всё остальное. Вспомнилась ситуация с крыльями в «Музе». Костюм диктует своё.

Подобрать локацию для съёмки танца не так просто. Помещение должно выглядеть жилым и быть очень большим, чтобы получались общие планы. Да ещё установка света и остального оборудования требует много места. Нам необходимы были два пространства: прихожая и жилая комната. Мы нашли подходящий объект «Голицын холл» на Фонтанке, 20.

Слышен звук шагов по лестнице. Открывается дверь, и герой входит в свою квартиру. Это первый кадр фильма. И снимать его было нелегко. Почему? Потому что это была дверь не на лестницу, а в маленькую кладовку, что создавало две проблемы: 

  1. Антон там помещался с трудом и не мог долго находиться.
  2. Зритель не должен был догадаться, что за дверью не лестница.

Именно эту дверь выбрали для съёмки потому, что она была металлическая, похожая на входную квартирную, и перед ней находилось пространство, напоминающее прихожую. 

Меня как-то спросили про разнородную обстановку в комнате героев. Я объяснила, что это абстрактное помещение, и мы не хотим обозначать конкретное место и время действия. Но я немного лукавила. Просто Арт пространство, арендованное нами, обладало неким набором разной мебели, оставшейся после каких-то съёмок, которую мы и использовали. Нам пришлось купить только шкаф и привезти телевизор, ковёр, шторы, карнизы, подсвечники , торшер, скатерти, посуду, вешалки с одеждой.

Декораторы постарались создать максимально достоверное жильё. Мне очень нравилось, что оно менялось во время съёмок. Прекрасной находкой Славы Родионова была смена картин на стенах. До войны глаз радовали яркие цветы, а после войны на стенах появлялись полотна с мрачным изображением, напоминающим автоматы. 

Одна из дверей в комнату постоянно приоткрывалась. И зрители потом нам говорили, что они увидели в этом проход в параллельный мир. Мы так не задумывали, но, видимо, это получилось не случайно. 

Был пятый час утра. Съёмки заканчивались. Уставшая засыпающая группа уже мечтала об отправке домой. При последней перестановке света в завершающем эпизоде на стене неожиданно появились танцующие тени главных героев. Это было безумно трогательно. Захотелось запечатлеть эти мгновения. Только непонятно зачем, как это можно будет использовать? И тут, как молния, сверкает мысль: в конце фильма это станет символичным фоном для титров. Души героев продолжают танцевать вместе. Все забыли про сон и дом и сняли одну из самых щемящих сцен этого фильма. 

Съёмки закончились. Наступило то самое «завтра», когда я должна была подумать и решить вопрос с заменой чёрной рамки, но идея не рождалась. И тут во время цветокоррекции наш колорист Гоша Егоров предложил в заключительном кадре портрет нашего героя увести в чёрный цвет. Это напоминало могильный камень с фотографией. Идеальная концовка, круче чёрной рамки! И главное — Антона устроил этот вариант. А позже от зрителей мы слышали разные неожиданные трактовки смысла нашего фильма. Мы были рады, что он воспринимается так неоднозначно. 

Очень сложная задача стояла перед нами по совмещению в фильме двух времён. Как многократно переходить из прошлого в настоящее и обратно? После долгих поисков выхода из ситуации мы добавили звуки выстрелов, пулемётных очередей и взрывов снарядов. Именно они разрушали границы времени, превращая счастливую мирную жизнь в ад войны. 

«Возвращение» был первым фильмом, когда мы позаботились о том, чтобы сделать бэкстейдж, то есть фильм о фильме. Мы очень жалели, что не подумали об этом на двух предыдущих проектах. Фото со съёмок делали, а видео съёмочного процесса нет. И эту работу прекрасно выполнил Виктор Ильин, много лет танцующий танго и умеющий делать интересные видео. Большое счастье, что он стал бессменным режиссёром и оператором бэкстейджей всех наших фильмов. Понимаю, как ему было трудно снимать рутинную работу съёмочной группы, когда хотелось наблюдать за поразительным танцем Антона и Маши. 

В танго сообществе Питера так много талантов! Фотографами на наших проектах были всем известные Евгения Ильченко, Людмила Дроздова, Ирина Некрасова. Спасибо вам всем, дорогие, за бескорыстную помощь! Я очень ценю это. 

«Возвращение» был необыкновенно тепло встречен зрителями. Большинство плакали при просмотре. Даже военные! Тема войны, калечащей судьбы, оказалась близка людям по всему миру. Фильм стал участником множества фестивалей. Почему-то его особенно полюбили в Америке. Но иногда организаторы фестивалей по своему усмотрению меняли синопсис (краткое содержание фильма) и в анонсах в зависимости от своих политических взглядов писали, что русский солдат вернулся из Афганистана или из Сирии. Я сначала думала забирать фильм с таких фестивалей, но потом поняла, что гораздо полезнее участвовать.

Трепетный любовный дуэт Антона и Маши, их изумительный танец никого не оставляли равнодушными.

Антон был абсолютно органичен в роли военного, а про Машу говорили, что она порхает, как бабочка. Момент, когда Солдат возвращается домой, садится, снимает кепку и запускает пальцы в волосы, сыгран Антоном так выразительно, что стал составной частью трейлеров почти десятка кинофестивалей.

Фильм, спонтанно возникший, как замена другому, оказался удивительно удачным и успешным!

Смотрите фильм по ссылке
https://youtu.be/8QjzjKIFA00

Смотрите бэкстейдж
https://youtu.be/l8ynxd613qg

 

Добавить комментарий