Двойной капкан. Часть вторая. «Вкус ночи»

Когда мне было 6 лет, я на летних каникулах в кинотеатре увидела фильм «Вий». Это было для меня таким шоком, что с тех пор я НИКОГДА больше не смотрела ужастики. Даже обычные мультики с Бабой-Ягой. Уж не говоря про фильмы с вампирами. И большая загадка, почему именно у меня родился сценарий такого фильма.

Много раз я говорила, что сюжет «Вкуса ночи» пришёл мне в голову в тот момент, когда я была за рулём и слушала танго Ассасинов. Каждая музыкальная фраза у меня четко ассоциировалась с появлениями и действиями персонажей.

Андрей Панфёров и Виктория Кривцова – прекрасные танцоры, которых я видела на спектакле клуба Ла Бока, – сразу стали для меня единственными возможными исполнителями главных ролей. И они согласились участвовать в проекте. Только Андрей мог сыграть такое сочетание головокружительной элегантности и скрытой за обаятельной улыбкой угрозы. Где бы мы потом не показывали этот фильм, каждый раз при появлении героя Андрея на балу зрители восклицали: «Хорош!». Ему даже не надо было ничего играть. Он просто ходил по залу и уже был абсолютно органичен. А когда начинал танцевать, то было ясно, что ни одна дама не устоит против его обольстительного объятия.

У Вики задача была сложнее. Ей надо было сыграть по сути две роли: белого и чёрного лебедя (если пользоваться балетной терминологией, а Вика изначально балерина).

Некоторые зрители нам говорили, что в начале фильма на Вике заметен парик. 

Но это был тонкий намёк, что с этой незнакомкой всё не так просто. Она бросалась в глаза при первом же появлении. И этому способствовало не только Викино золотое платье, но и её необыкновенный загадочный взгляд: он мгновенно выделял её из толпы. И как же менялся этот взгляд, когда Вика играла вампиршу! Её зловещая улыбка была великолепна!

И, конечно, было очевидно, что первую красавицу на балу должна изображать Катя Петрова, чья эффектная внешность особенно выигрышно смотрелась на фоне изысканных интерьеров.

Роль Дениса Басюка, ещё одного красавца, собрата Андрея по несчастью, на первый взгляд совсем не сложная: лежи и изображай труп. Так бы и было в других условиях, но в нашем морозильнике лежать несколько дублей неподвижно на тонком ковре, брошенном на каменный пол, было равнозначно подвигу. Денис всё время сердито бубнил Андрею, стоящему над ним и картинно сдергивающему покрывало: «Давай скорее!». Но оператору и мне не нравилось то, что получалось, и мы снимали дубли ещё и ещё, пока не нашли лучший ракурс! А как же шикарно смотрелись эти два красавца , лёжа на волчьих шкурах в финале фильма!

Одна из самых больших удач фильма — его хореографы Ванесса Вижальба и Факундо Пинеро. В то время они приехали из Аргентины давать уроки в Ла Боке. Андрей предложил им поставить нам хореографию. Работать с ними — полный восторг. Они слушают твои слова и тут же переводят их в танец. За два дня всё было сделано. Когда в последний день после нескольких часов напряженной работы ребята были уже абсолютно мокрыми, я поняла, что нам не хватает верхних поддержек. Я боялась им сказать об этом, так они были вымотаны. Но они Профессионалы и стали, забыв про усталость, подбирать варианты. А я смотрела и говорила: «Не то. А можно повыше? А с разбега?». И они меня не послали, а создали идеальный вариант!

Параллельно с репетициями мы искали локацию. Хотелось старинного красивого зала. Но этого было недостаточно. Необходима была мистическая атмосфера. Конечно, мы с помощью разных кино-ухищрений создавали её сами. Наш оператор Слава Казанцев предложил подсветить зал розовым и зелёным светом, что сделало его сказочным. Этим потом часто восхищались судьи на разных фестивалях. Мы посмотрели огромное количество залов, театров, музеев. Но везде было много административных сложностей. Нам могли предоставить место для съёмки с массой разных не устраивающих нас ограничений. И мы выбрали Особняк Брусницыных – удивительное место, известное каждому Питерскому кинематографисту. Здесь снимали множество фильмов и роликов, по-разному задекорировав залы, чтобы они были неузнаваемы. Это было возможно потому, что особняк не принадлежал государству, и никто о нём особенно не заботился. Но мы немножко опоздали. Как раз за месяц до наших съёмок особняк передали в АУИПИК, агентство по управлению памятниками истории и культуры. Его ждала реставрация и никаких съёмок.

Но я уже не могла себе представить наш фильм без этого здания. Оно обладало именно тем флёром старины и магии, который был необходим. Его довольно обшарпанные от времени исторические интерьеры завораживающе выглядели в кадре! И это было закономерно. Изначально особняк принадлежал занимавшейся спиритизмом семье Брусницыных. По легенде здесь замуровано зеркало Дракулы, купленное хозяевами в Венеции. Начались бесконечные переговоры. Мы предъявляли чиновникам нашу предыдущую работу, фильм «Муза», где выгодно показана красота дома Бенуа. И ура! Суровые дяди прониклись нашей идеей и позволили нам снимать в этих необыкновенных стенах. Но самое главное, что здесь же было ещё одно помещение для второго дня съёмок. Дело в том, что очень большую часть бюджета фильма составляет аренда кинооборудования и его перевозка. И если съёмки проходят в одном месте, то это существенно экономит средства на перевозку и погрузку-разгрузку! А уникальная оранжерея в особняке Брусницыных очень подходила для «вампирской»части нашего фильма.

Нам назначили даты съёмок: 1 и 2 апреля. Это было особо символично, так как по преданию 1 апреля — день рождения домового этого особняка! Мистика продолжала окружать наш проект.

Приступили к декорированию помещений. В зале на окна наклеили планочки, чтобы получилась сложная расстекловка, и свет падал не сплошным потоком. В оранжерее всё было в разы сложнее. Состояние у неё было удручающее. Стены совершенно облезлые. А пол так сильно покорёжен, что Вика за одну ночь танцев протерла подошвы новых туфель до дыр. Было куплено огромное количество разных тканей, чтобы прикрыть этот ужас и создать интерьер, с одной стороны, романтический, а, с другой, — зловещий. Мы задекорировали, что могли. Но полностью спасти ситуацию помог только полумрак.

Для сцены бала требовалось много народу. Почти все преподаватели Ла Боки и их ученики согласились принять участие в этом проекте и изображали танцующую публику. Остальными гостями стали мои родственники и друзья. И как же все ответственно отнеслись к этому мероприятию! Пришли очень нарядные, с макияжем и причёсками! Бал получился просто шикарный! И я безумно благодарна всем участникам за такую поддержку!

В тот год 1 апреля в Питере была минусовая температура. Особняк не отапливался. Холод в помещениях стоял жуткий. Женщинам было особенно сложно в открытых бальных платьях. Чтобы они могли согреться, мы заранее постарались найти как можно больше меховых накидок. Между дублями женщины надевали сапоги, а потом забывали их снять и оказывались в кадре в неподходящем виде.

Нам разрешено было использовать три помещения: зал, оранжерею и столовую, которая была самым тёплым местом. Там все спасались от холода в перерывах между дублями. Было организовано горячее питание и чай-кофе. Но быстро стало ясно, что на таком пайке до утра в этом холоде не продержаться. Съёмочная группа была тепло одета. А актеры на балу… И тогда два ящика крепких напитков спасли положение. Для роли стоящих или сидящих гостей алкоголь не был помехой. А вот танцующие долго пытались согреться только в танце, но и они сдались. И, как сказал Андрей: «Прощай, баланс! Здравствуй, музыкальность!» Фильм стал только лучше!

В первый день мы должны были снять бал. Как и большинство балов он проходил ночью. Снимать его надо было в тёмное время суток. То есть с 18 часов до 7 утра. Приглашённая массовка не очень представляла, что за испытания её ждут. Всех участников бала для удобства я заранее распределила на тематические игровые группы: мужские анекдоты, сплетницы, золотая молодежь и т.д. Так проще было ими руководить. Они никогда не снимались в кино и поначалу им было очень интересно. Поэтому они постоянно смотрели в камеру, не слушая моих и Славиных указаний, и портили этим дубль за дублем. Из этих испорченных дублей мы смонтировали потом забавный фильм «Взгляд». Но как бы там ни было на многих кинофестивалях нам говорили, что у нас очень живая и естественная массовка. И это действительно так. Все работали с полной отдачей. А на площадке было 75 человек! Чтобы в сложные моменты перестановки осветительных приборов и камер артисты не замерзали окончательно, Андрей, как настоящий преподаватель, организовал танцы для всех. И даже я между делом смогла отвлечься и немного потанцевать. Все участники съёмок говорят, что эта ночь, была фантастическая!

Большинство артистов под утро мы отпустили. Но надо было доснять салют. И самая стойкая молодёжь осталась и изображала восхищённую публику. Мы не засняли их отображения в темных окнах, поэтому при монтаже подставили найденные в интернете отражения Шерон Стоун и ещё кого-то.

Наступил второй день съёмок. Главная сложность — мотоцикл! Изначально фильм должен был начинаться со входа героя в бальный зал. Но снимать всерьёз фильм ужасов я не могла. И мне пришла в голову идея для иронии добавить в самом начале несколько штампов про вампиров: полная Луна, мотоцикл, изображение волков и черепов. Но я столкнулась с протестом части съёмочной группы. Мне говорили, что это совсем не нужно, что ничего не добавляет к драматургии… Но я настаивала, и мы это сняли, что было очень непросто. У нас был бюджет только на два съёмочных дня в особняке Брусницыных. Время было строго рассчитано. Снимать мотоцикл на улице — значит переставлять свет, оборудование, а это ещё полсмены. У нас не было на это средств. Но если гора не идёт к Магомету, то… И мы приняли решение: снимаем сцену с мотоциклом в бальном зале особняка. Да-да!!! Мы проложили на лестнице доски, и каскадёр загнал мотоцикл на второй этаж! Сняли всё на фоне зелёной ткани. А уже потом подставили нужные фоны. Кстати, при монтаже основой дворца, к которому подъехал наш герой, послужил Гатчинский дворец. Только на него для неузнаваемости навешали с помощью компьютерной графики другой фасад.

После этого были съёмки в оранжерее. Для создания таинственной атмосферы мы зажгли множество плошек с уличными свечами. Тепла они особо не давали, но сильно чадили. Отстирать золотое платье Вики было в последствии невозможно. Но это были вторые сутки холода. А Вика превращалась в вампиршу и оставалась на несколько часов в одном белье. Она отогревалась в комнатке, приспособленной под гримёрную. Но под утро не выдержала, рыдала от усталости. Зато дубли получились шикарные. И уже съёмочная группа рыдала, глядя на потрясающий отчаянный танец.

Очень большой вклад в успех фильма внесла Олеся Петрова, ставшая нашим постоянным гримёром на всех проектах. Холодная бледность Андрея и его немного прищуренные глаза давали зрителям ложную подсказку, кто же тут вампир. Весь грим для Вики я купила в Италии в уверенности, что он там лучшего качества. Кровь из тюбика выглядела очень натурально. Клыки были великолепны. НО! Они ни фига не приклеивались и постоянно выпадали. Бедная Вика сидела с открытым ртом по несколько минут, пока Олеся прижимала там пальцами эти клыки! Пришлось использовать их только на крупных планах, а в остальное время наша вампирша снималась беззубая. Было очень забавно, когда при съёмках клыки выпадали! Жаль, что не сохранили эти кадры!

Потрясающие графические съёмки заключительного танца Андрея и Вики получились в фильме такими выразительными, благодаря мощному таланту оператора Славы Казанцева. Этому также способствовала специальная взятая в аренду машина, создававшая эффект салюта или молнии.

Рассвело. А мы не успели отснять некоторые знаковые моменты. И через неделю пришлось собираться ещё раз на обычной съёмочной площадке, ставить какой-то свет, создавать минимальную декорацию. Двигаться Андрей и Вика должны были только в её пределах, чтобы никто не увидел обмана. Так что знаменитый укус вампирши, вынесенный на афишу фильма, был снят не в прыжке: Андрей просто сидел на стуле, а Вика у него на коленях.

Между собой в шутку мы называли этот проект, снятый в стиле ироничный нуар, «Смерть педофила», как бы намекая, что соблазнитель молоденькой девушки получил по заслугам. Но на самом деле мы не собирались морализировать. Это фильм о том, что никто не знает, что уготовила ему Судьба и чем закончится сегодняшний день.

 

Смотрите фильм по ссылке https://youtu.be/rpgTWTuLpLs

 

Как снимали фильм Вкус ночи https://youtu.be/sNdYemz7QXk https://youtu.be/zDLWW1H4k-Q

 

Фильм Взгляд https://youtu.be/NM3viUjGOAo

Добавить комментарий