Двойной капкан. Часть 5. «На остановке»

Идея этого фильма пришла мне в голову весной 2017 года. Толчком, как это обычно у меня бывает, стала музыка: композиция «Велома»современного итальянского неоклассика Фабрицио Патерлини. Я услышала в ней романтическую историю, происходящую под меняющийся шум дождя. Как всегда, наша палочка-выручалочка Анна Терентьева взялась за получение разрешения использовать эту музыку в задуманном фильме. Она послала композитору наши предыдущие работы. Они очень понравились Патерлини, и он дал такое разрешение.
Когда я уже лично познакомилась с Фабрицио во время его гастролей в Петербурге, он рассказал , что его впечатлил сценарий, так как напомнил ему его собственную романтическую историю: он написал «Велому», уезжая с Мадагаскара, где проводил с женой медовый месяц.
 
Сценарий был написан для Маши Мариновой.
Маша очень сильная девушка, которая всегда отстаивает свою позицию. Она идеально подходила под образ свободолюбивой героини. В то время она начала танцевать в паре с мужественным и в тоже время трепетным Антоном Попиченко, поэтому и в фильме он стал её партнером.
А я познакомилась с Антоном во время съёмок «Музы». Именно он ставил для Рони и Ангелины поддержки. По сценарию действие нового фильма происходило холодной осенней ночью под дождем. Сразу было понятно, что вариант, где дождь идёт только на переднем плане, а артисты хоть и мокрые, но работают без дождя, не подходит. Всё будет по-настоящему, а значит снимать надо летом, чтобы артисты не замёрзли. Но летом в Питере очень короткие белые ночи, за такую ночь ничего не успеть снять. Придется работать осенью, желательно ранней. Договарились с Машей и Антоном на начало сентября. Летом с руководителем студии Dominoeffect, нашим оператором Славой Казанцевым активно работаем над фильмом: ищем локацию, создаём декорации, решаем административные вопросы. Приближается сентябрь, и тут Антон и Маша по разным обстоятельствам просят перенести съёмки на конец сентября, потом на начало октября, потом на конец октября. Только в ноябре мы выходим на улицу на пробные съёмки. Тепло одетые артисты и оператор стучат зубами, трясутся от холода, но делают вид, что работают с энтузиазмом.
 
Маша из Якутска, Антон из Тюмени, закалённые люди; мороз, по идее, им не страшен. Дубак стоит такой, что я в отчаянии понимаю: как бы я не жаждала осуществить проект, сейчас это невозможно. Его надо переносить на весну. Сообщаю о своём решении посиневшим ребятам.
 
Они так радуются, что становится очевидно- перед морозом все равны.
 
Изготовленная на заказ остановка уезжает на склад.
 
Вся съёмочная группа, настроенная на близкие съёмки, разочарована. Тогда я срочно для Антона и Маши пишу сценарий «Возвращение», и мы продолжаем работать. Но об этом проекте я уже рассказывала.
 
Пришла весна. Ребятам было не до кино: они готовились к чемпионату мира. Съёмки назначили на 10 сентября. Но позже Антон попросил их перенести на конец сентября! Тогда Слава не выдержал и заорал : « «Остановка» — это фатальное название! Назови этот фильм по-другому, иначе мы его никогда не снимем!». Я подумала и назвала фильм «На остановке». И мы его сняли. Кстати, в английской версии он по-прежнему называется «The Stop».
 
Хореографию для этого фильма мы ставили довольно долго. Хотелось найти нестандартные движения, делающие танец особо запоминающимся. И у нас это получилось. Антон с Машей создали уникальные моменты, удивительно эффектно смотрящиеся под дождём. А их первый контакт через стекло — просто волшебство!
Мне было только жалко, что мы не осуществили одну мою задумку: ребята должны были танцевать в варежках Антона, куда Маша просовывала и свои руки. Мы начинали так репетировать, но за время перерыва специально связанные широкие варежки потерялись. Хорошо, что остался длиннющий шарф. А для эффекта падающих туфель ребята придумали отличную подкрутку. Только Маше пришлось отрезать ремешки у туфель.
Мы очень долго искали локацию. Нам нужна была достаточно большая площадь, имеющая симпатичные здания по периметру и удаленная от жилых домов. Если у людей под окнами всю ночь играет музыка, бегает толпа народу, работают пожарные машины, то их реакция будет предсказуемо агрессивной. Снимать спокойно не дадут. Надо будет отбиваться. Мы методически день за днём прочёсывали наш город, но ничего подходящего не находили. Безуспешно выезжали в пригороды. Добрались и до Пушкина, но опять нулевой результат. Через Федоровский городок по какой-то странной дороге собирались выехать в сторону дома и обнаружили её, площадь нашей мечты, которая нам абсолютно подходила!
Это был огромный двор аграрного университета. И тут вступила в дело наш директор — потомственный кинематографист Леночка Громова.
Она человек, обладающий необыкновенной позитивной энергией , способный уговорить любого на что угодно. И руководство университета , очарованное нашей Леной, дало разрешение на ночные съёмки во дворе , так как мы не нарушим учебный процесс.
 
Бедолаги, которые связываются с киношниками, обычно не представляют, во что вляпываются. Так и в этом случае ректорат не подозревал, что при съёмке маленького танцевального фильма за одну ночь будет побит местный рекорд по выпадению годового количества осадков, когда во дворе университета выльют две пожарные машины воды.
 
Настал день нашей съёмки. Мы молились, чтобы не было дождя, идущего по своему, а не по нашему расписанию. И ура!!! Дождя не обещали ! Декораторы первыми отправились на площадку, чтобы поставить заранее изготовленную остановку, расчертить площадь и так далее. Я тоже подъехала пораньше и обалдела: при разгрузке часть стёкол остановки разбили. Первый шок этого дня.
Я не запаниковала, а мысленно начала менять сценарий с учётом ситуации. Но киношные декораторы — люди опытные, выкручивающиеся из передряг и пострашнее. Они быстро сделали замеры стёкол , а уже через полтора часа их привезли и поставили.
 
Мы начали съёмки со сцены приезжающей машины. У нас был опытный водитель, который должен был остановиться прямо перед камерой на крупном (!) плане.
 
Но из-за ям на дороге раз за разом получалось не очень точно. Время поджимало, и мы приняли решение не экспериментировать дальше, а толкать машину на камеру вручную, чтобы точнее её остановить. Работка не хилая. Несколько человек по команде толкнули железного монстра, но остановить его точно в нужном месте не удалось. Пришлось потратить уйму времени на простейший, казалось бы, кадр. А ночь была не полярная…

Долгое время мы не могли утвердить финал. Слава Казанцев как оператор жаждал эффектных кадров. Он мечтал расстрелять остановку, чтобы стёкла вдребезги разбивались и феерично разлетались во все стороны. Но такой банальный конец с бандитской разборкой меня не устраивал. У нас уже сложилась традиция неожиданных финалов. Отступать от неё я не хотела. И вот наш третий неопределённый персонаж превратился в Отца. Для того, чтобы сделать финал нашего фильма супер выразительным, необходим был очень хороший драматический актёр. И я как раз была близко знакома с таким. Это Народный артист России Николай Витальевич Буров.
Он идеально подходил к образу сурового, но любящего отца. А ещё он обладает невероятной красоты голосом. Но в нашем фильме ему не пришлось говорить. Вернее, пришлось, но за стеклом автомобиля. Мы только видим его спор с Машей, но не слышим голос.
 
Какое счастье, что Николай Витальевич согласился сниматься в нашем маленьком фильме и нашёл время в своём плотном графике. Съёмки проходили ночью, а уже утром в 9-00 ему надо было оказаться на другой съёмочной площадке. Мы обещали снять все сцены с его участием за 3 часа. Всё складывалось против нас. Мы выбивались из графика, постоянно тормозили, но Николай Витальевич, человек потрясающей внутренней культуры, не только никого не торопил, но ещё и развлекал всех анекдотами в своей блестящей интерпретации.
 
Именно его игра сделало фильм намного глубже, а его улыбка стала блестящим финалом фильма.
 
 
Мне часто говорили, что в этом фильме спорно , что важнее: тема любви или тема отношений отцов и детей.
 
У нас в фильме, как обычно, дело не обошлось без мистики , ведь героиня Маши на стекле наколдовала-нарисовала себе избранника.
 
Но для съёмочной группы этот момент был подставой, т.к. художник из Маши оказался никакой. Ей надо было всего-то нарисовать условную смешную рожицу, но Маша вместо глаз-точек рисовала странные палочки, и рожица превращалась в кошмарик. Казалось бы , ну и что? Стёрли и быстренько нарисовали снова. Как бы ни так! Она рисовала на запотевшем стекле!!!!! Значит, для каждого нового дубля надо было стекло полностью вытереть , а потом заново обработать специальным прибором, чтобы добиться эффекта запотевания.
А это сложно уловить, так как в какой-то момент вода начинает течь по стеклу, надо вовремя притормозить обработку, и такая аккуратная работа отнимает много времени. А если несколько дублей?
 
К счастью, всё с этим эпизодом в результате кончилось благополучно: камера поймала неожиданный момент, когда у нарисованной рожицы начинает стекать слеза! Это один из лучших кадров фильма!
Пора было переходить к дождю. Хоть мы и в Питере снимали, но надеяться, что дождь пойдёт в нужный момент и в такой же нужный момент закончится, было нереально. Поэтому у нас была заказана крутая специальная дождевая установка, единственная в городе на тот момент. Она была подключена к пожарной машине. Начали работать. Маша и Антон на исходной позиции. Запустили дождь. И тут раздаётся душераздирающий вопль Маши. Она опрометью прячется от этого ледяного душа под крышей остановки, а вся группа понимает, что можно собираться домой: съёмки не состоятся. Это была катастрофа, но я взяла себя в руки и постаралась отреагировать спокойно. Но и Маша взяла себя в руки. Она собралась с духом, решив попробовать ещё раз. И ОНА ВЫДЕРЖАЛА ЭТО ТЯЖЁЛОЕ ИСПЫТАНИЕ! Съёмки состоялись.
 
 
Чтобы Маше было не так холодно танцевать по лужам босиком, мы собирались перед каждым дублем наливать в лужу горячей воды.
 
Но вы сами знаете, что вымощено благими намерениями… На съёмочной площадке был такой уклон асфальта, что лужи никак не образовывались, вода стекала ближе к зданиям, нагло игнорируя запруду из герметиков, которую мы в отчаянии пытались соорудить. Эффект лужи пришлось создавать, просто постоянно поливая место танцевания из брандспойта. Ни о какой подогретой воде, как вы понимаете, речь уже не шла.
 
Маше надо было не просто на холоде танцевать босиком по лужам , ей надо было на холоде танцевать босиком по старому неровному зернистому асфальту. Вот это действительно жуткое испытание! Мы старались придумать, как спасти Машины ступни. Попробовали на них наклеить скотч, но он быстро отваливался при контакте с шершавым асфальтом. Маша танцевала босиком, а я отчаянно молилась, чтобы она не повредила ноги! Машины ноги уцелели!!!
 
К Маше приставили одного супер ответственного декоратора Юру, который после каждого дубля заворачивал её в тёплый плед и на руках уносил отогреваться в тёплое место.
 
Но давайте не забудем и про мучения Антона, протанцевавшего всю ночь в насквозь мокрой одежде и обуви.
Его никто не заворачивал в плед и не уносил на руках в тёплое место , а ноги ему приходилось отогревать в валенках. Он совершенно ни на что не жаловался и всячески поддерживал Машу. В прямом и переносном смысле. И роль влюблённого ему удалась!
Нашему оператору Славе тоже было несладко: он также всю ночь бегал по лужам с тяжелейшей камерой под проливным дождём в связке с ассистентом, прикрывающим аппаратуру зонтом.
Какое счастье, что съёмки закончились к наступлению рассвета. Все были живы и даже , кажется, здоровы, но вымотаны до предела. Маша запланировала себе на утро дать несколько индивидуальных уроков. Только потому, что это были Машины первые съёмки в кино, можно объяснить такую невероятную самонадеянность! После такой ночи надо долго приходить в себя.
 
При монтаже мы обнаружили, что второй оператор , задача которого состояла в том , чтобы отснять сцены внутри автомобиля, не снял букет с табличкой, а это принципиально важный момент. Я посчитала, что приглашать на досъёмку такого маленького эпизода народного артиста Николая Витальевича Бурова было бы в высшей степени некорректно. Но в кадре должны были появиться его руки, тянущиеся к пистолету. И уже в который раз меня выручил мой муж: именно его руки мы сняли в этом интригующем эпизоде. А он стал важно заявлять, что был дублёром Народного артиста.
После монтажа мы приступили к цветокоррекции. С нами всегда работает один из лучших колористов города (мы считаем , что лучший) Георгий Егоров. Это была его идея сделать цвет в этом фильме максимально радикальным. И мы со Славой сразу согласились. Цвет стал одним из главных составляющих фильма. Он сначала разделил пространство с помощью голубого и розового на два противоположных мира: мира Маши и мира Антона, а потом объединил эту пару слиянием цветов. Виртуозную работу Гоши многократно отмечали на кинофестивалях.
 
Фильм, который задумывался как небольшой операторский этюд со стеклом и дождём, невероятно полюбили зрители. Он завоевал больше 150 побед , финалов и номинаций на фестивалях во всём мире.

Смотрите фильм по ссылке

https://youtu.be/ZaI19mIO7kw

Уникальный процесс съёмок можно посмотреть в фильме нашего неизменного автора бэкстейджей Виктора Ильина.

https://youtu.be/czuihRK5g8Q

Добавить комментарий