Двойной капкан. Часть 7. «На пределе чувств»
Любой оператор обожает эффектные кадры , шокирующие зрителей. Особенно заманчиво снимать взрывы, пожары, извержения вулкана и другие катастрофы. И наш оператор Слава Казанцев не исключение. Долгое время он уговаривал меня что-то взорвать в каком-нибудь из наших фильмов, но я не поддавалась. Тогда он познакомил меня с Александром Уваровым, одним из лучших каскадёров и пиротехников. Саша очень убедительно рассказывал, что все их трюки в кино совершенно безопасны , что они выполняются по уникальным технологиям и не могут привести к печальным последствиям. Мне продемонстрировали много роликов с разными трюками, которые выглядели впечатляюще.
И я попалась. В голове родился сюжет фильма, где танцор должен гореть, но продолжать танцевать.
Классический любовный треугольник. Она. Он. Она. Мучительная ситуация, из которой, кажется, нет выхода. Любовь. Ревность. Месть. Что может случиться, если все эти чувства на пределе? И вот в эту схему я и решила включить танец с огнём.
Опять встречаюсь с Сашей и обсуждаю этот проект. Он показывает мне свои ролики , где люди полыхают , как факелы, и при этом бегают. Уверяет, что это всё просто делается. И я решаюсь на создание такого экстремального фильма.
Я понимала, что хочу в единственной мужской роли снимать харизматичного Андрея Панфёрова, который сыграл главную роль в моём фильме «Вкус ночи».
Я объяснила ему, какие испытания его ждут. Он подумал и согласился.
Вот теперь надо было с каскадёрами и пиротехниками обсуждать детали и цену их работы. Как оказалось, это самый дорогой департамент в кинопроизводстве. На каждой репетиции и на съёмочной площадке должен присутствовать врач и страховочная команда. Что само по себе недёшево. Надо использовать специальные авторские смеси для горения и для защиты.
Надо для репетиций и съёмок шить специальные брюки из специального материала в количестве 6 штук, не меньше. ( с этим отлично справилась питерская тангера и дизайнер одежды Анна Вадан ). Размер должен быть немного больше, чем обычный, чтобы брюки налезали на нижнюю защиту. Надо использовать специальное бельё и многое другое. Хорошо, что Андрей высокий и стройный: многослойное облачение его не испортило.
Нужна специальная психологическая подготовка артиста, демонстрация трюков в исполнении каскадёров и многое другое . И всё это Специальное. То есть дорогое! Оказалось, что подобный трюк- геморрой ещё тот.
Смета фильма стремительно увеличивалась, но отступать было некуда. Да и Андрей бесстрашно прошёл все пробы .
Его партнершей стала обворожительная Катя Зак из Екатеринбурга.
Среди питерских танцовщиц танго я не увидела подходящих исполнительниц этой роли. А Катя по своим внешним данным и манере танцевания подходила идеально. Андрей и я вместе остановились на этой кандидатуре. Мы с Катей много часов переписывались и тонко выстраивали рисунок роли. Она очень вдумчиво отнеслась к этой работе, обсуждая буквально каждый нюанс. Катя с Андреем никогда не выступали раньше вместе, что не помешало им сотворить очень чувственную хореографию. Я ставила им задачу, а они сначала уверяли меня, что так станцевать невозможно, а потом всё-таки танцевали. И это было прекрасно.
По сюжету у нас в фильме был любовный треугольник.
К танго-паре надо было добавить ещё одну исполнительницу. Я почувствовала, что это должна быть балерина, а не тангера. Начались поиски . Мне посоветовали обратить внимание на Марину Зинькову. В то время Марина танцевала главную роль в балете «Медея». Этот образ в чём-то близок героине нашего фильма.
Что чувствует любящая женщина, которой любимый изменил? Как она из состояния полной раздавленности выходит и становится мстительной фурией, готовой на всё, только бы отомстить обманщику? Когда боль, обида, ревность полыхают в отвергнутом сердце, оно обретает фантастические силы , чтобы нанести страшный, может быть, смертельный ответный удар.
Но если изначально любовь была сильна, то она преодолеет ревность и ненависть и останется одна в успокоенном сердце.
Марине предстояла очень сложная задача: воплотить на экране такой многослойный образ.
Марина мне очень понравилась, она преподавала в Академии Эйфмана джаз-балет. Мы с ней нашли общий язык и стали работать над этой ролью.
Марина не только танцовщица, но ещё и хореограф. Она очень достоверно смогла воссоздать в танце все оттенки необыкновенного поведения своей героини, которая по ходу действия менялась кардинально от сломленной горем брошенной возлюбленной к уверенной в себе мстительнице, а потом превращалась в любящую и прощающую женщину.
Мы с ней продумывали каждую деталь танца, обговаривали даже степень напряжения пальцев, чтобы показать страдание девушки, чей мир был опрокинут предательством любимого.
Но актрису ждало тяжёлое испытание: она по сюжету должна была танцевать с пылающей фотографией, а потом голыми ногами затаптывать её.
Но актрису ждало тяжёлое испытание: она по сюжету должна была танцевать с пылающей фотографией, а потом голыми ногами затаптывать её.
Я не могла заставить балерину рисковать ногами, предварительно не попробовав проделать всё это сама. Я поработала с девушкой-каскадером, которая учила нас с Мариной правильно ставить ноги на огонь, чтобы не получить ожоги. И я знаю , что это больно. А самое сложное снова заставить себя запрыгивать на огонь в новом дубле. Марина справилась блестяще!!!
Итак, все актёры были найдены. Но я мучительно подыскивала музыку и никак не могла остановиться ни на каком варианте. И совершенно случайно в ВКонтакте наткнулась на композицию “Secret love affair” , написанную корейским композитором и пианистом Shin Jiho. Она меня абсолютно устраивала по всем параметрам. Это было точное попадание в цель. Через какое-то время он приехал в Петербург на гастроли, и мне удалось встретиться с ним и передать письмо с просьбой разрешить воспользоваться его музыкой.
Подошло время подбора локации. Изначально я хотела, чтобы действие происходило в ванной комнате. Но найти подходящее помещение не смогли, так как оно должно было быть очень большим, чтобы снимать танец на общих планах. Я пересмотрела все шоу-румы сантехники в нашем городе, но увы! В результате мы решили построить декорации.
С этим прекрасно справился наш художник-постановщик Владимир Дятленко и его команда. Задача стояла очень сложная. Первый день мы должны были отснять всё действие в ванной. За ночь стремительно переделать декорации , создав синий фон для танца пары, чтобы потом можно было заменить его на любой другой. И второй день снимать героев в новых декорациях. Эта сложнейшая задача была успешно решена: очень стильная ванная комната была создана на одном из складов завода «Красный треугольник», а потом быстро переделана на абстрактное синее пространство.
Фильм начинается с крупного плана фотографии гуляющей влюблённой пары. Марина и Андрей нежно держатся за руки.
На самом деле они никогда не встречались, даже на съёмках, ведь по сюжету фильма они не общаются. Но кино — великий обманщик, создающий мастерские иллюзии.
Они оба, Андрей и Марина, очень занятые люди. И у нас никак не получалось организовать их совместную фотосессию. И наш художник Володя Дятленко в один день в сквере снял Марину, а в другой день Андрея. И создал необходимое и очень важное фото влюблённой пары.
В декорациях ванной комнаты присутствовала раковина. Понятно, что она была не подключена к водопроводу. Но вода из крана должна течь. Володя придумал специальную систему насосов, позволяющую героине открывать краны и умываться.
Два дня съёмок были незабываемыми. Наш оператор-постановщик Слава Казанцев , возглавляющий студию «Доминоэффект», превращал в кадре танец исполнителей во что-то феерическое, используя нестандартные способы работы с камерой.
В первый день снимали Марину Зинькову. Ей надо было танцевать босиком на ужасном рифленом полу.
Когда мы первый раз пришли в это помещение на репетицию, я ждала, что Марина нас пошлёт подальше. Но она решилась танцевать в таких условиях, хотя мы поняли, что некоторые вращения сделать не удастся.
На съёмках Марина была столь убедительна в своей роли, а её крупные планы так органичны, как будто бы она была драматической актрисой.
Наш гримёр Олеся Петрова создала для Марины особенный «размазанный» грим.
А оператор Слава заказал новинку — камеру, которая вращалась вместе с катающейся по полу актрисой.
А оператор Слава заказал новинку — камеру, которая вращалась вместе с катающейся по полу актрисой.
По сюжету Марина должна была горько плакать. Но заставить такую сильную женщину плакать оказалось непросто. Пригодился специально прихваченный мною из дома лук . Если человеку под нос совать мелко нарезанный и перетертый лук, то зарыдает любой. Но не Марина! Я пытала её минут 10, пока у неё не полились слёзы, и то не знаю от лука или от обиды на меня.
Марина , как и Андрей, сама без дублеров, исполняла все трюки с огнём , покорив нас своей смелостью.
Во второй день съёмок мы снимали сначала массовую сцену в дискотеке, а потом страстный танец Кати и Андрея. Но самое главное: горящий Андрей.
Для сцены на дискотеке я пригласили своих знакомых, почти все из которых непрофессиональные танцоры. Они прекрасно , быстро и четко, всего за 1,5 часа отработали свою сцену. Мы были им очень благодарны за помощь в съёмках.
Андрей с Катей тоже принимали участие в этой общей сцене. Уже здесь стало понятно, что в своём танце они несут такой мощный эротический заряд, так проникновенно взаимодействуют, что зрители понимали: эту пару связывает сильное чувство , эти двое не расстанутся.
Но их танец должен был закончиться возгоранием Андрея. Пиротехники заранее во избежании ожогов выясняли у Кати, будут ли на ней колготки, из какого материала сделано ее платье. На ней не было никакой защиты, она должна была убегать только в тот момент, когда Андрей уже вспыхнет, а пока он разгорался, Катя должна была с ним танцевать. А это было страшно. Но Катюша выдержала.
Во всех дублях с огнём на площадке чувствовалось напряжение. Все очень нервничали, переживали за отчаянных исполнителей.
Андрея облачили в очень сложный многослойный костюм, пропитанный разными смесями.
Пиротехники не понимали, что обычно в их фильмах горящие солдаты тупо бегут и падают. А горящий Андрей должен продолжать танцевать!!!! Поэтому его нельзя замотать как чурбан. Ему надо красиво шевелить ногами и руками!!!
Слава был счастлив , в ожидании супер эффектных кадров. Андрей был абсолютно спокоен. И именно это подзадоривало Славу с каждым дублем кровожадно просить пиротехников добавлять огня.
Мне было безумно страшно. Я очень переживала за Андрея, понимая, что вся ответственность за происходящее лежит на мне. И вот очередной дубль. Катя еле успевает отскочить от Андрея, а тот вспыхивает так, что у него обгорают волосы, ресницы и брови.
Я от ужаса ору , как ненормальная, и рву на себе волосы. Но всё заканчивается благополучно, Андрея быстро тушат и предлагают сделать ещё несколько дублей с газовой горелкой. Он соглашается!!!!! И на площадке раздаётся взрыв, но не пиротехнический, а взрыв аплодисментов за его беспримерное мужество и актёрский профессионализм.
А я в этот момент как режиссёр поняла, что накануне мы неправильно сняли Марину, испугавшуюся за своего горящего возлюбленного. Она должна также, как я сейчас, от ужаса рвать на себе волосы.
И пришлось нам на следующий день восстанавливать первоначальные декорации и проводить третью съёмочную смену для лучших заключительных кадров.
Но и это был не конец работы над фильмом. Оставалось самое долгое и сложное — постпродакшен.
Сначала мы должны были заменить синий фон в сцене дискотеки. Мы долго выбирали и наконец купили в интернете подходящий яркий мигающий дискотечный фон . Его подставили довольно быстро. Но фон для танго пары создавали сами и очень долго.
Наш постоянный колорист Гоша Егоров , оператор Слава и я не то что часами, а неделями подбирали звездочки, их размер, их цвет, их яркость, траектории движения, скорость движения и так далее. То, что вам кажется простым и естественным, рождалось в муках.
Монтаж тоже давался с трудом. Разные персонажи, разные сцены, танец и зеркало, танец и огонь — всё это органично соединить в эффектный фильм было чрезвычайно сложно!
Дольше всего мы мучались с названием. В рабочей версии фильм назывался «Зеркало». Но мы сразу понимали, что зеркало — только один из персонажей, но не самый главный, хоть и мистический. Фильм рассказывает о всепрощающей любви. Поэтому я хотела назвать его «Жизель», как легендарный балет на туже тему. Но к моменту завершения работы над фильмом выяснилось , что в этом же году на фестивалях танцевального кино появились аж два фильма с названием «Жизель». Надо было придумывать новое.
Часть съёмочной группы составила список предложений из 30 вариантов! Началось мучительное обсуждение, споры, отвержение и отстаивание своих идей. Но окончательное слово осталось за мной, так как изначально это была моя идея, мой сценарий. Мне показалось, что название «На пределе чувств» соответствует тем эмоциям, которые мы показали в фильме и которые сопровождали весь съёмочный процесс.
И, конечно, обидно, что фестивальная карьера фильма пришлась на пандемию. Большинство кинофестивалей отменили, многие прошли онлайн, при этом участвовать можно было только в одном. Условия постоянно менялись. Фильм заработал немало наград, но их могло быть значительно больше, если бы не ситуация с ковидом. Время участия фильма в фестивалях закончилось ( за исключением некоторых) , так как обычно организаторы хотят видеть только новые фильмы.
Но мы можем вновь погрузиться в сумасшедшую атмосферу этих съёмок благодаря прекрасным фото Людмилы Дроздовой и отличному бэкстейджу Виктора Ильина.
Смотрите фильм «На пределе чувств» и оставляйте свой отзыв!
Смотрите бэкстейдж