Одна сатана — Кирилл Рябков и Лариса Рогушкина
Одна сатана — Кирилл Рябков и Лариса Рогушкина
Встреча с Кириллом и Ларисой в АТэ в рамках проекта Мастерской Александры Трофимовой «Вопрос — ответ», Санкт-Петербург, 11 февраля 2018 г.
Кирилл: Здравствуйте! Пока мы с Ларисой готовились, мы вспомнили историю своего увлечения аргентинским танго. Большое спасибо за приглашение на эту встречу! Когда бы мы еще собрались пересмотреть старые фотографии, освежить в памяти былое?
Наше танго началось в октябре 2003 года, когда мы впервые переступили порог студии Эдисса. Мы пришли туда по объявлению, которое Лариса увидела на улице на столбе. Надо сказать, в то время на столбах висели иногда вполне полезные объявления. Нашим первым педагогом была Эльвира Малишевская. Студия тогда располагалась в обычной общеобразовательной школе на углу Невского и Восстания, милонги проводились там же, в актовом зале.
Лариса: Примерно такая же история произошла с нашими друзьями, Андреем и Катей Решетниковыми. Уж не одно ли объявление мы увидели? (смеется).
Саша Трофимова: А что вас к этому подтолкнуло? Почему вы «зацепились» за это объявление?
Лариса: Мы на тот момент уже 5 лет занимались бальными танцами и пришли к пониманию, что зря тратим время.
Кирилл: Я был особенно «за» прекращение бальных танцев. Я чувствовал себя инородным телом в этой истории и в один прекрасный день решительно сообщил, что больше ходить туда не буду!
Лариса: Про аргентинское танго мы почти ничего не знали. Кирилл был настроен скептически. Мне пришлось приложить нешуточные старания и долго его уговаривать, чтобы просто пойти на первый урок.
Саша Трофимова: Какие доводы были приведены в пользу танго?
Лариса: Что это совершенно другая практика, другая музыка… Не знаю, откуда у меня была эта информация, в 2003 году интернета еще не было и спросить у Гугла я не могла.
Саша Трофимова: Расскажите, как проходило ваше обучение в начале танго-пути?
Кирилл: Сначала мы дважды в неделю посещали групповые уроки в Эдиссе. Очень скоро нам стало этого мало.
Лариса: И мы начали ходить параллельно в El Abrazo. Сколько раз в неделю были уроки, столько раз мы и ходили.
Кирилл: Важное событие на нашем танго-пути произошло через полгода от начала занятий. Благодаря студии Тангомания мы попали на уроки великого Карлоса Гавито. Знают ли уважаемые присутствующие, кто такой Карлос Гавито? Это не просто легендарный танцор и участник всемирно известных шоу! С именем Гавито безусловно связан настоящий ренессанс танго. Именно благодаря таким, как он, в середине 1980-х в мире возродился интерес к аргентинскому танго. Это совпало и с внутренней ситуацией в самой Аргентине, когда закончилась черная полоса в истории страны и танго стало «поднимать голову». Гавито был талантливым преподавателем, и нам посчастливилось участвовать в семинаре в его первый приезд в Россию в 2004-м. Он был со своей партнершей Марией Пласаолой. Уже тогда было известно, что Карлос болен раком. На уроках он говорил нам, что болезнь заставила его пересмотреть отношение к жизни и к танго, по-другому расставить приоритеты, что деньги и все материальное потеряло значимость для него, что в жизни важно совсем другое. Мы много почерпнули из общения с маэстро и в плане танцевания, и в плане житейской мудрости. Карлос должен был приехать на следующий год, но, к сожалению, этому не суждено было исполниться. Он скончался в конце 2005 года в возрасте 63 лет. Я до сих пор помню ощущения от его мастер-классов: мы не дышали, ловили каждое слово и движение. Это было что-то невероятное. Гавито танцевал в необычной манере апиладо, когда партнеры сильно наклонены друг к другу.
Лариса: Я помню, как долго и тщательно мы отрабатывали это на уроках.
Кирилл: Особенное впечатление производила его музыкальность. Как он слышал паузы, как обыгрывал музыкальные фразы. Мы смотрели во все глаза, впитывали, пытались повторить. Именно благодаря музыке и тому, как ее танцевал Гавито, мы окончательно решили, что танго – это наше.
Саша Трофимова: А что значит «ваше»? Что именно?
Кирилл: Чувственность – но не показная. Лиричность – но не слащавая. Карлос Гавито сумел передать нам искру любви к музыке. И с тех пор нашей путеводной звездой и в обучении и в диджействе была именно танго-музыка.
После встречи с Гавито следующей вехой нашего развития стала поездка в Аргентину.
Саша Трофимова: Когда это случилось?
Кирилл: Это был 2005 год, прошло полтора года после наших первых уроков аргентинского танго. Нас была целая экспедиция: мы, Эльвира Малишевская и еще одна пара. На следующий год мы поехали с Эльвирой и Решетниковыми. В эти два приезда мы снимали апартаменты с террасой на улице Suipacha рядом со знаменитым La Confiteria Ideal.
Саша Трофимова: Мне кажется, я впервые увидела вас, когда вы вернулись из первой аргентинской поездки.
Кирилл: Поездки в Аргентину у всех проходят по-разному. Есть люди, которые говорят: «Что особенного в этой Аргентине? Почти то же самое, что у нас, только чуть теплее…» На нас же Аргентина произвела неизгладимое впечатление, мы сразу «заболели» этой страной и решили, что будем ездить еще и еще. До сих пор желание бывать там присутствует постоянно.
Лариса: Аргентина — это не только Буэнос-Айрес.
Кирилл: В каждую поездку мы стараемся ближе знакомиться с этой замечательной страной. Аргентина подкупает своим масштабом, красотой природы, и многострадальной историей. Туристическая индустрия в Аргентине развита очень хорошо. Нам удалось побывать в Игуасу, в Патагонии, на океанском побережье и на знаменитых ледниках, в Чили и в Уругвае.
Саша Трофимова: Что вас так очаровало в Аргентине?
Лариса: Все.
Вспоминаю наш первый день в Буэнос-Айресе и первую милонгу под названием Националь. Прекрасное пространство, хороший пол, огромные зеркала, кругом мужчины как из гангстерского фильма: черные костюмы, черные глаза, белые рубашки, набриолиненные черные волосы, черные шляпы и все на меня смотрят… совершенно незабываемо.
Саша Трофимова: Танцевали много?
Лариса: Да, очень.
Кирилл: Я танцевал не так много. Больше смотрел.
Знаете, что интересно, каждый раз (а мы были там уже 5 раз) Буэнос-Айрес открывался нам с новой стороны. Чем больше мы развивались в танго, тем больше интересовались историей, местами и людьми. В первые приезды все было хаотично: уроки, милонги… А потом наш интерес стал глубже. Знаменитые оркестры — Тройло, Ди Сарли и другие – стали не просто отвлеченными понятиями, а хорошо знакомыми, почти осязаемыми. Мы читали, изучали, сидели в тех самых кафе, где они бывали, ходили по тем же улицам, что и они. Посещали музеи и памятные места. Нас это восхищало и приводило в какой-то священный трепет. Это были совершенно новые впечатления.
Саша Трофимова: Какая ваша любимая милонга в Буэнос-Айресе?
Лариса: Грисель.
Саша Трофимова: Почему?
Лариса: Там уникальная атмосфера. Много пожилых пар, они танцуют по-особенному.
Кирилл: Одно из самых ярких впечатлений от аргентинских милонг – наблюдать за этими пожилыми парами, которые в танго по 40-50 лет или даже более. Иной раз смотришь на глубокого старика и думаешь, как он вообще добрался до милонги? С него же песок сыплется, он еле ходит! Но тут начинается танда, он выходит на танцпол – и откуда что взялось? Они танцуют и быстрые милонги, и чакареру, и даже рок-н-ролл!
Саша Трофимова: У кого вы учились в Аргентине?
Лариса: Мне запомнился частный урок с Пупи Кастелло. Тогда он был уже очень пожилым человеком с болезнью Паркинсона, он весь трясся и с трудом ходил. Но как только он становился в пару и звучала музыка – его было не узнать. Ни Паркинсона, ни дрожащих рук.
Кирилл: Мы брали уроки у разных преподавателей и в разных школах. Много занимались в DNI. Прекрасные групповые и частные уроки были у Дамиана Эссель с Нэнси Лоусан. Изумительная пара старых милонгеро Чиче с Мартой — к ним обязательно старались попасть на уроки.
Саша Трофимова: Как долго вы продолжали ходить на регулярные уроки здесь, в Петербурге? Или до сих пор ходите?
Кирилл: Регулярные уроки мы перестали посещать примерно в 2011 году. В нашем ученичестве были разные питерские школы. Мы занимались у Эльвиры в Эдиссе, у Сергея Меркулова, у Андрея Панферова в его школе «Первый шаг», в el Abrazo, в АТэ у Родиона с Ксюшей, закончили в ТангоВиво. Частные уроки – у кого мы только их не брали, у всех значимых преподавателей. Из этого сложился наш стиль.
Сейчас мы ходим только на некоторые мастер-классы.
Лариса: Раньше между Аргентиной мы иногда выбирались на мастер-классы и фестивали в Европу.
Саша Трофимова: Через какое время после начала занятий вы начали ходить на милонги?
Лариса: Через два месяца. Я хорошо запомнила первую милонгу. Это было в ресторане «Академия». Честно скажу, нам не очень понравилось. Почему-то все толкались (взрыв смеха в зале). Хотя пар было немного. …
Кирилл: Ходить на занятия и уроки мне поначалу нравилось гораздо больше, чем на милонги. На уроке есть тема, и в рамках этой темы ты разбираешься, углубляешься, что-то рождается. А на милонге ты предоставлен сам себе, у тебя ничего не получается и непонятно, что с этим делать.
Саша Трофимова: Когда пришло удовольствие от милонг?
Кирилл: Трудно сказать, но точно не сразу. Разные люди учатся по-разному, мы не обладаем танцевальными талантами. У нас обучение происходит небыстро и плавно, так уж мы устроены.
Лариса: Мы стараемся регулярно заниматься дома. Это один из способов развития для нас..
Кирилл: У нас много видео с уроков, где мы записывали не только резюме, но и сами себя. Мы смотрим, что у нас не получалось, отрабатываем, находим свои ошибки.
Саша Трофимова: Как вы танцуете на милонгах? Только друг с другом или открыты и другим приглашениям?
Кирилл: Когда мы диджеим, Лариса занята и почти не может отвлекаться. Тогда я танцую со всеми. Недавно я пригласил на милонге девушку, которая занимается совсем недавно. В конце танды я поинтересовался, как давно она танцует. Она говорит: «С октября месяца.» Я в ответ: «Какое совпадение, я тоже с октября!» О том, что это был октябрь 2003 года, я скромно умолчал. Я считаю, главное, чтобы у девушки было хорошее настроение.
Когда не диджеим, мы с Ларисой танцуем в основном друг с другом.
Саша Трофимова: Что для вас идеальная милонга?
Лариса: Для меня это милонга Club Sunderland в Буэнос-Айресе. Заботливые организаторы, у всех места за столиками, хорошая музыка, уважительное поведение на танцполе, соблюдение ронды, великолепные пары, хороший пол.
Кирилл: Вспоминаю урок Мурата Эрдемселя. Он создал ситуацию милонги, расставил пары в ронду в полуметре друг от друга и сказал: «Вот вам ваши полметра, учитесь!»
Лариса: Хорошая ронда, взаимоуважение на танцполе — в полной мере такое, пожалуй, в наше время встречается только в Буэнос-Айресе.
Кирилл: Если я ловлю понимающие взгляды партнеров сзади, слева, справа, то у меня возникает чувство общности и кайфа. Но у нас такого нет, все погружены в себя и свою партнершу…
Лариса: Это многозначный и тонкий контакт: предыдущая пара – последующая пара – партнерша – музыка. Важны все элементы. Немногие танцуют с таким пониманием.
Кирилл: Призываю партнеров-лидеров обратить внимание на это!
Саша Трофимова: Что для вас идеальное танго?
Кирилл: Для меня это ощущение от партнерши, которая так тебе подходит с точки зрения контакта и объятия, что ты можешь сделать все, на что способен.
Лариса: Для меня это музыкальность. Когда партнёр обыгрывает музыку интересно, может быть, неожиданно, но в созвучии с моим пониманием музыки.
Саша Трофимова: Как семья и близкие относятся в вашему увлечению? Бывает ли, что вы танцуете для них, например, на каких-то праздниках?
Кирилл: Недавно был у нас корпоратив — на нем пришлось танцевать, не отвертеться. Но для наших детей танго — это что-то инопланетное и далекое. Конечно, они в курсе, но смотрят на танго-мир со стороны, хотя моя младшая дочь одно время даже работала администратором в Эдиссе.
Ирина Муравьева (ТангоПитер.RU): Расскажите, как произошел ваш переход от просто танцевания к диджейству? Ведь это совсем другая ипостась танго-человека.
Кирилл: Мы хорошо помним этот момент. В 2010 году была милонга в кафе «Газета». Организаторами были Елена Слуцкая и Максим Францев. Однажды мы пришли на эту милонгу., но из-за музыки желания танцевать вообще не возникло. Мы сидели с Леной Слуцкой и ворчали: «Ну что же это такое, ну как же так?». Лена потом нам говорит: «А что мне делать? Ольга Агапова в отъезде, Олег Голубев не смог. Кого мне звать?» Я тогда ей ответил, что мы с Ларисой сделали бы лучше, хоть мы и не диджеи. Лена в ответ: «Ну вот и сделайте, ловлю на слове!» И уже на следующей милонге мы диджеили в этой самой «Газете».
Лариса: На нашей первой милонге выступал Хорхе Фирпо, он приезжал с мастер-классами в el Abrazo. Это была особенно ответственная задача, но мы справились. У нас был опыт посещения многих милонг, в том числе и в Аргентине, и было общее понимание, что такое хорошая милонга с точки зрения музыки.
Кирилл: Мы готовились два месяца. Я составлял плейлист, выбирал композиции, собирал танды. Лариса тоже подключилась. Со временем мы распределили «зоны ответственности» в диджейском тандеме — Ларису больше увлекает творческий процесс, а я взял на себя рутинную техническую работу.
Ирина Муравьева (ТангоПитер.RU): Расскажите, пожалуйста, о своей фонотеке. У вас большая коллекция танго-музыки? Как она собиралась, из чего состоит?
Кирилл: Это одна из трудоемких задач диджея: найти треки, отслушать их, сравнить новые оцифровки со старыми, решить что интереснее и качественнее.
Сейчас стало значительно проще. В интернете есть замечательные ресурсы: Энтропия, El tango y sus Invitados, TangoTunes, там выкладывается танго-музыка. Много CD-дисков мы приобрели в Аргентине.
Ирина Муравьева (ТангоПитер.RU): Сколько у вас сейчас единиц хранения?
Кирилл: Что касается музыки, используемой на милонге, могу сказать точную цифру. На сегодня это 5027 композиций, проверенных, отслушанных, вычищенных от звукового «мусора», с проставленными тэгами и подготовленных к использованию. Наш арсенал постоянно растёт — за месяц прибавляется в среднем 50-70 треков.
Саша Трофимова: С вашей точки зрения, существует ли разница между диджейством европейским и аргентинским?
Кирилл: Да. Большая.
Лариса: Мы предпочитаем учиться мастерству у хороших аргентинских диджеев.
Саша Трофимова: У вас гармоничный дуэт. Вам удобно диджеить вдвоем, вы вместе танцуете, вместе учитесь… Многие пары испытывают сложности: кому-то неудобно вместе учиться, кому-то не комфортно вместе танцевать. А у вас все в унисон. В чем секрет?
Лариса: Все просто, мы любим друг друга (улыбается).
Саша Трофимова: Неделю назад мы встречались с Сашей Захаровым. Он сказал: «Мы с женой не танцуем именно потому что любим друг друга и дорожим нашими отношениями.» Как же так? (в зале бурный смех)
Кирилл: Для нас основа семьи и пары — любовь и уважение. Видимо, нам повезло, что мы развивались параллельно. Знаете, бывает так, что кто-то учится быстрее, а кто-то отстает, и пара распадается или уходит из танго. Мы, к счастью, шли в одном темпе и в одном направлении. Лариса мне помогала, деликатно подсказывала, где у меня ошибки.
Лариса: Ну, я не всегда деликатно подсказывала (смеется).
Кирилл: Я быстро осознал, что замечания Ларисы, даже если они не совсем деликатны, полезны для меня, поэтому не спорил. У Ларисы есть какое-то верное ощущение, видение. Я пришел к выводу, что именно от партнерши зависит рост партнера. Во всяком случае, для нашей пары это верно на 100%.
Саша Трофимова: Что вы посоветуете паре, которая только-только пришла учиться?
Кирилл: Прислушиваться друг к другу, вместе разбираться с трудностями и не бояться кризисов. Мы сегодня вспоминали 80-летних аргентинских тангерос, которые в танго по 40-50 лет или даже более. В связи с этим мне хочется коснуться темы «кризисы в танго». Когда танцуешь танго 50 лет подряд, хочешь-не хочешь, придется познать и это явление.
Лариса: Возможно, у многих из вас они уже были. У нас — точно были. Хочу сказать по нашему опыту — не волнуйтесь, с вами все в порядке. Это временное явление. Его нужно просто пережить. Дать себе паузу. Наш способ справиться с кризисом – пару неделю никуда не ходить. Как правило, этого бывает достаточно.
Кирилл: Конечно, универсального рецепта, который подошел бы всем, не существует. Главное — понимать, что кризис пройдет, и продолжать танцевать.
Вспомним Пупи Кастелло – он уже почти не мог ходить, а танцевал как бог! Вот к чему нужно стремиться! (смеется)
Саша Трофимова: Вы 15 лет в танго, 7 из них диджеите. Что дальше?
Кирилл: Дальше мы планируем развиваться в танго и диджеить. У нас нет «твои планы такие, а мои планы другие» или «ты хочешь так, а я хочу этак». Мы все делаем вместе и параллельно. Мы – «одна сатана»!
Санкт-Петербург, 11 февраля 2018 г.
Беседовала, записывала на диктофон и скриптовала Ирина Муравьева (ТангоПитер.RU).
ТангоПитер.RU выражает горячую благодарность организатору встречи Саше Трофимовой, руководителю клуба АТэ, за помощь в создании материала.