Чтобы они танцевали — интервью с Юлией Зуевой
Чтобы они танцевали — интервью с Юлией Зуевой
Интервью с Юлией Зуевой, руководителем Центра танца «Тангомания»
Санкт-Петербург, 18 октября 2016 г.
ИМ: Добрый день, Юлия. Проект ТангоПитер.RU с нескрываемым удовольствием встречается с людьми, определяющими танго-современность Петербурга. Поговорим о мужчинах? Как вам такая тема?
Юлия (смеется): Ну о чем же еще говорить между нами, девочками? Конечно, о мужчинах…
ИМ: Мужчина в танго – кто он для женщины? Опора? Фон? Ось? Чтобы нескучно было? Что-то иное?
Юлия: Это как в жизни – вторая половина. Только еще лучше, так как в танго каждый стремится создать наиболее комфортное сочетание, почти идеальную модель пары.
Мужчина — вдохновитель. Женщина тоже привносит вдохновение. Это обоюдно, когда объединяется мужское и женское. Но основное созидательное начало – это именно мужчина. Он изобретатель, дирижер. Ведь его роль — воплотить свою гениальную идею в теле партнерши и в движении пары в целом. А партнерша старается заполнить собой пространство танго, своей женственностью и энергией поддержать, помочь, окружить заботой, оживить танец и сделать его красивым.
И если танго-мужчина в действии это «Что и Куда», то женщина добавляет свое креативное «Как и Когда». Для меня самое прекрасное — в сочетании всего вышесказанного, и еще важна свобода и открытость мужчины, тогда еще и «не скучно», тогда возможна игра, творчество!
ИМ: Мужчина — архитектор танго?
Юлия: Да, можно и так сказать. Мужчина как архитектор танго владеет законами создания всевозможных чудесных конструкций. Он творец, так как может управлять живым построением танца здесь и сейчас, менять его. А оно, это творение в его руках, поддерживается и восстанавливается изнутри. В гармонии с музыкой и движением, в пространстве во многих измерениях. А внутри всего этого женщина, его важнейшая часть. Для меня танго вообще многомерно.
ИМ: Как по-вашему, какие мужские качества в танго мешают, а какие помогают?
Юлия (смеется): Все мужские качества в танго помогают. Надежность, рассудительность, способность принимать решения и брать на себя ответственность за пару в целом, за музыку, за рисунок танца – без этого нет танго.
Я хочу особо выделить, что для танго-мужчины исключительно важно развивать свою чувствительность и не бояться отнестись к этому серьезно. В мои до-танговские времена некоторые мужчины-коллеги считали танцы верхом легкомыслия и порой давали мне совет заняться чем-то более серьезным. Прошло время, и я рада, что теперь танцы стали моим делом. К счастью, сейчас мне все чаще встречаются мужчины, которые понимают что такое чувствительность и доверие, ощущение контакта и касания, что такое настоящее объятие, и что они могут с этим сделать в танго как мужчины и как партнеры. И для себя я поняла, как важно в танго открыть чувствительность моей женской сущности и научить мою мужскую сущность не блокировать это, а наоборот, поддерживать и помогать двигаться дальше.
ИМ: А что мешает мужчине в танго?
Юлия: Суетливость, безответственность, неумение уделять внимание женщине и вообще кому-то кроме себя. Страх открыться или довериться, нежелание объединиться с другим человеком. Одним словом, когда слишком много эго. Танго это танец двоих и это значит мы, мужчина и женщина, приходим в пару и говорим друг другу: «Мы будем танцевать вдвоем. — Я буду вести. — Я буду следовать». Это взаимная договоренность, паритет. Нарушить его – значит разрушить танго.
ИМ: Имеет ли для вас значение сексуальная привлекательность партнера?
Юлия: Думаю, стоит попробовать танцевать с разными кавалерами, чтобы научиться доверять своей интуиции в этом вопросе. Вспоминаю слова моего гениального учителя Карлоса Гавито, когда я впервые приехала в Буэнос-Айрес. Я приходила на милонги, и мне, конечно, хотелось больше танцевать. Меня приглашали, я не видела оснований для отказа и танцевала со всеми. Через некоторое время настал момент, когда танцев стало «через край», я не могла спать, кругом виделось одно танго… Тогда для меня было счастьем общаться с Карлосом, я могла задавать ему всякие глупые вопросы. И я спросила, почему со мной такое происходит и что с этим делать. Для начала он меня отругал. Затем растолковал, что я должна, прежде всего, открыть глаза и смотреть по сторонам — наблюдать за тем, как танцует партнер, что он делает на милонге, как дама выглядит в его объятии. И затем спросить свою интуицию, нравится ли мне этот человек. Если ответ «да» — идти и танцевать. И еще Карлос сказал: «Если будешь показывать всем своим видом, с кем хочешь танцевать, тебя будут приглашать «твои» партнеры. Но если идешь танцевать со всеми подряд без разбору, то можешь лишить себя возможности потанцевать с теми, с кем ты действительно хочешь.» Вот такая наука.
ИМ: Мне показалось, что это не совсем про сексуальную привлекательность. Тут нечто другое, я ошибаюсь?
Юлия: Я иду танцевать с тем человеком, который мне нравится. Мужчина должен быть, по меньшей мере, симпатичен мне, как человек. Мне должно импонировать, как он выглядит, как общается с другими женщинами, как двигается, чтобы я согласилась и захотела с ним обняться. Только тогда я могу рассчитывать на удовольствие и взаимность, на то, что танго случится.
ИМ: Есть ли у вас личная «классификация» танго-мужчин? Вы выделяете определенные типажи, роли?
Юлия: Ой, я не подготовлена к такому вопросу. Надо подумать… Видите ли, я еще и педагог. Взгляд учителя существенно отличается от взгляда «просто девушки на милонге».
ИМ: Вы хотите сказать, что учеников нельзя делить на какие-то категории?
Юлия: Нет, просто в моем опыте это некоторое обременение, которое смещает угол восприятия и влияет на предвзятость классификации.
ИМ: Тогда я задам этот вопрос не педагогу, а женщине Юлии Зуевой.
Юлия: Всех-всех танго-мужчин в мире? И русских, и аргентинцев, и прочих?
ИМ: Почему бы нет?
Юлия: Знаете, наверное самая очевидная классификация может быть основана на национальной принадлежности, так как это связано, видимо, с национальным характером. Французы, немцы, финны и русские танцуют по-разному. Итальянские партнеры… Итальянец — это отдельная история, даже если он не танцует.
Был забавный случай на фестивале в Турине. Под утро на милонге передо мной вдруг «нарисовался» кавалер-итальянец. Красавец, в свежей красной рубашке, благоухающий парфюмом, с обаятельной улыбкой во все лицо. Я от этой картины совсем потеряла бдительность, встаю к нему… На секунду мой взгляд падает на его обувь, и что я вижу — нетанцевальные туфли с острыми носами! Что же делать? Пошла танцевать, сохраняя политес, ведь он так улыбался! И тут стало очевидно, что он совершенно не танго-мужчина, он просто Итальянский Мужчина. Мы протанцевали всего полтора танца, но надо сказать, мне было очень весело и приятно находиться рядом с ним.
Юлия: А есть аргентинские мужчины, категория в целом очень разноплановая, но особая. Танго их культура, которая впитана с языком, менталитетом, воспитанием. Чтобы танцевать так же, нужно говорить с ними на одном языке. Иначе будет оставаться некий языковой и культурный барьер, акцент, сколько бы вы ни учились. Культура танго родилась в Аргентине и там подпитывается. Танго оттуда вышло, потом, странствуя по миру, вбирало в себя свежие идеи, новые прочтения, туда же возвращалось. Мекка танго в Буэнос-Айресе, была и будет. Для того, чтобы хорошо танцевать аргентинское танго, я считаю, надо стараться всегда помнить об его аутентичной принадлежности. Ездить на родину танго, учить язык, учиться там, ассимилироваться в танго, повышать процент своей «аргентинскости».
Знаете, пожалуй, для меня классифицирование не особенно важный или практичный вопрос. Мне гораздо интереснее индивидуальность человека, его уникальность. Без классификаций и ярлыков. Поэтому совсем не обязательно быть аргентинцем, чтобы хорошо танцевать танго. Важно делать это правильно и искренне.
Юлия: Но если все же продолжить тему, то есть еще критерии для классификации — как люди приходят в танго, зачем остаются, как меняются со временем, какую роль играют. Тут у меня есть некоторое преимущество – я могу объединить мой взгляд педагога танго и танцовщицы.
К счастью, в танго есть мужчины любой национальной принадлежности, которые приходят себя развивать, раскрывать. Это мои самые любимые мужчины, потому что они открыты, способны меняться. Достаточно много людей приходит просто общаться, социализироваться. У них нет амбиций стать очень хорошими тангеро, но со временем они вовлекаются, танго-окультуриваются и начинают меняться. Это происходит само собой: через музыку танго, общение, обучение, через особые отношения между мужчиной и женщиной.
Некоторые останавливаются в своей «зоне комфортности». Такой человек говорит себе: «Я вот такой, мне этого вполне достаточно, чтобы приглашать партнерш, обниматься и приятно проводить время». Мне это всегда грустно. Как педагогу в том числе. Мне нравится прогресс и творчество. Люблю наблюдать за людьми через некоторый промежуток времени и подмечать, какие перемены произошли. С большим удовольствием танцую с партнерами, которые не останавливаются на достигнутом.
ИМ: Бывает ли так, что танго-типаж не совпадает с жизненным амплуа мужчины? Или это одно и то же?
Юлия: Я предпочитаю, чтобы это было неразрывно. Мне наиболее интересны мужчины, которые в танго искренне выражают себя и свою жизнь. Мне несимпатично двуличие или игры во «что бы это значило». Мне достаточно ощутить, как меня касаются, как обнимают, как ко мне относятся – и все ясно.
ИМ: Есть ли в танго те, кто выдает себя не за того, кем является? И возможно ли это?
Юлия: Конечно, возможно. Все, что возможно в жизни, возможно и в танго. Можно изображать все, что угодно и так же танцевать. На наших милонгах, да и на любой милонге мира можно встретить совершенно разных персонажей. Танго как живой организм, который многое допускает, терпит, и искусно корректирует. Это саморегулирующаяся система, очень умная, понимаете? Только нужно найти туда вход, правильное подключение, «точку доступа». Ну вот, к примеру, я так живу, у меня есть такой «канал связи»…
ИМ: Что происходит, когда найдешь точку доступа?
Юлия: Танго благодать. Со всеми последствиями.
ИМ: Помните самое запоминающееся мужское кабесео?
Юлия: Москва, 2000 год. Эдуардо Фернандес. Его взгляд и абсолютно прекрасное открытое искреннее кабесео. Когда принимаешь такое приглашение, чувствуешь трепетание счастья в груди. Я ассистировала ему на его последнем уроке. Тема, кстати, была о ролях, мужчина и женщина в танго. Как откровение — о любви и ненависти, преданности и предательстве, доверии и близости. Уже позже он приехал в Санкт-Петербург, и как настоящий танго-миссионер рассказал, показал, объяснил, научил самым первым и самым важным азам. И это не только шаги, а прежде всего культура, кодигос, роли, музыка. Наши первые бесценные 10 дисков с подборками танго – его подарок. А поскольку он приехал тогда со своим бандонеоном, то наши уроки и посиделки сопровождались его звучанием. Кстати, это он меня наставил на преподавание, так и сказал: «Ты должна начать преподавать». Вот такое кабесео, которое, можно сказать, помогло изменить мою жизнь.
ИМ: О чем танцуют мужчины?
Юлия: Кто о чем, на самом деле. Кто-то о себе, кто-то о музыке, кто-то о женщине. Прекрасно, если все это вместе. Иногда о шагах, структурах. Иные копируют. Кто-то о своем страхе, особенно недавно танцующие. Страх их парализует, сковывает. К счастью, это потом проходит, и они уже танцуют более свободно. И вообще, как человек танцует, таков он и есть на данный момент. Можно изучать различные шаги, стили, философии. Но потом в какой-то момент человек начинает танцевать себя. В танго можно станцевать только то, что есть внутри.
Все знают гениальных личностей танго, таких, например, как Тодаро, Пупи, Авежанеда, Гавито и многих других, их персональные шаги и стили танцевания. Из моих любимых маэстро – Нито Гарсия, Карлос Риварола. Они все танцевали и танцуют себя. В этом их мужской вклад в танго. Конечно, невозможно обойти вниманием и их замечательных партнерш.
ИМ: А о чем танцуют женщины?
Юлия: Женщины в известном смысле зависимы от партнера и от того, что танцует он. Получается, что женщина танцует либо о том же, о чем танцует ее партнер, либо не танцует с ним вовсе.
ИМ: Либо мы поем одну песню, либо нет?
Юлия: Да, именно. Если двум людям нравится тема разговора, они ее обоюдно поддерживают. Когда я танцую, я будто все время говорю своему партнеру: «Я здесь, я с тобой, я помогу, поддержу». Он отвечает мне тем же. И все это на языке аргентинского танго. Мы оба заботимся о контакте, бережно несём его в своих ладонях.
Мне всегда приятно, когда партнер может предложить мне то, что мне нравится, дает приятную паузу для украшений или ведет в особенный интересный шажок или элемент, который танцуют немногие. Это всегда интригует и радует. Но я всегда стараюсь поддержать партнера, на каком бы уровне он ни танцевал. Если он танцует три шага и больше пока не умеет, но бережно ведет и обнимает – я буду с ним танцевать эти три шага. Мне кажется, женщина должна быть к этому готова.
У мужчин в танго очень трудная задача. Это они должны думать, слушать, смотреть, чувствовать, учить свои шаги, знать шаги партнерши. Это настолько многозадачно, что если партнер справляется с главным — контакт, объятие и внимание к женщине – танго уже состоялось. Все остальное можно отложить на второй план.
О чем еще танцует женщина? Она выражает себя. Я люблю танцевать активно, сохраняя контакт, предлагая. Не навязываю, не буду лидерство перехватывать конечно, но подскажу, чтобы ему было комфортно, приятно. Люблю удивлять и радовать, если есть взаимность.
ИМ: В жизни каждого человека случаются изменения, значительные и не очень. Любовь, разрыв, горе, счастье… Это отражается в танго?
Юлия: Танго очень эмоциональный танец и в нем отражается весь спектр наших переживаний, как в зеркале. Меняемся мы — меняется и танго. Танец может или обрести новое, более глубокое звучание, или стать холодным, безразличным…
Важно другое, — изменения всегда происходят в тот момент, когда мы контактируем с другим человеком. Это химия, понимаете? Например, если женщина танцует, практикуется с партнером, с которым ей комфортно, с которым она может совершенствоваться, это очень обогащает.
В преподавании то же самое: чем больше у меня учеников, чем больше я общаюсь с ними, тем больше у меня идей и вдохновения. Потому что я должна понять вопрос ученика, его тело, психологию, мне нужно найти ответ для него лично, а не просто дать общие рекомендации. Зачастую эта информация приходит ко мне по наитию. Обожаю эти моменты. Они меняют меня и расширяют границы моего танго.
Возвращаясь к вопросу о жизненных ситуациях и танго, скажу, что у меня была мечта о танго, потом идея, потом призвание, если хотите. И что бы ни происходило в моей жизни, есть что-то, что ведёт меня по этому пути. Иногда мне сложно, иногда очень сложно. А иногда у меня как будто крылья откуда-то берутся, приходят силы и я снова могу летать. Для меня так, потому что, если бы не было так, я бы этим не занималась.
ИМ: Что вы говорите себе в самые трудные моменты жизни?
Юлия: Что рядом со мной есть близкие люди, которые меня поддерживают, — мой муж, прекрасный коллектив «Тангомании» и мои ученики. У меня есть мой путь, мое дело, ответственность перед теми, кто пришел у меня учиться. У меня есть фестиваль (Танго Белых Ночей – прим. ред.) и другие крупные события, которые организует наш танцевальный центр. Все это придает мне сил, помогает балансировать, двигаться вперед и находить новые возможности.
Когда есть проблемы, я танцую. Мне нужно потанцевать не для того, чтобы отвлечься от трудностей, а для того, чтобы восстановиться, изменить отношение к ним. Прекрасно помогает! В танго у меня нет сложностей. У нас с танго взаимная любовь и понимание.
В жизни бывают и серьезные вызовы. И тут не обойтись без честного разговора с собой: а насколько я хочу и готова двигаться вперед?
ИМ: Ваше кредо?
Юлия: Конечно, я не сижу и не думаю, какое же у меня жизненное кредо. Но танго привело меня к пониманию, что для меня важнее всего гармония. Это сложно объяснимая штука и в танго складывается из очень многих важных обстоятельств. Моё ощущение гармонии глубоко личное, но оно имеет подпитку извне. Это не просто слова, иначе я бы, наверное, не осмелилась об этом говорить. В мае этого года в Петербурге у нас в Тангомании был Хавьер Родригес, которого я считаю одним из лучших танцовщиков и педагогов в мире. Я ассистировала ему на уроках. Его контакт чрезвычайно легкий, комфортный для меня. Он показывал какие-то свои замечательные шаги и связки. И вот в один момент, он повернулся и сказал мне: «Юля, гармония есть?» Для меня это было очень ёмко, никаких дополнительных пояснений не потребовалось. Мое внутреннее ощущение все знает об этом. И если Хавьер тогда это мое ощущение подтвердил, то, значит, что все случилось. Гармонично. Это самая большая ценность для меня.
ИМ: Можно ли сказать, что Ваше кредо «жить в гармонии»?
Юлия: Скорее «идти к гармонии». Нужно осознавать себя, ощущать в этом мире, в этом конкретном моменте, разговаривать с собой, знать, что ты чувствуешь, чего хочешь, что для тебя важно, что нравится, что радует и так далее. Если не уделять себе внимания, не пытаться себя понять, гармонии не будет. Я так и девочкам преподаю: сначала осознавайте себя, сбалансируйте. Потом все остальное, потом пойдём объединяться, делиться с другим человеком. Первоначально – быть в гармонии с самим собой.
ИМ: Что вы могли бы сказать мужчинам в качестве напутствия в танго? Как женщина и как педагог.
Юлия: Чтобы они поменьше сомневались в своих возможностях, продолжали танцевать и совершенствовать этот навык. Сейчас в Петербурге много возможностей для этого. Мужчинам учиться намного сложнее, на них больше ответственности. Если в это не вкладываться, шансы научиться хорошо танцевать танго невелики. Я бы хотела, чтобы мужчины относились к своему умению танцевать танго с понимаем его ценности, в которую вложено много сил, времени и денег, наконец, и не стеснялись этим умением пользоваться, с открытыми объятиями и радостью. Чтобы они танцевали!
ИМ: Спасибо вам огромное за уделенное время и интересную беседу. Команда ТангоПитер.RU желает вам дальнейших успехов.
Санкт-Петербург, 18 октября 2016 г.
Слушала и записывала: Ирина Муравьева (ИМ — ТангоПитер.RU )
Фотографировала Екатерина Кощеева