Ответы на вопросы — Вероника Туманова
Ответы на вопросы — Вероника Туманова
Ответы Вероники Тумановой на вопросы из зала после лекции 2 декабря 2016 г. в клубе Квартал танго (Санкт-Петербург).
Вот вы говорили, что приходишь на милонгу и все замечательно — любовь, танец, corazon… А если ситуация другая, если много стресса? Есть ли у вас какая-нибудь методика, чтобы чувствовать не только стресс, не только наблюдение за собой и за техникой, а чтобы и любовь, и corazon?
Можно несколько таких решений предложить. Если вы чувствуете конкретно стресс, есть довольно простой метод. Любой стресс можно утихомирить, если начать равномерно дышать. При чем даже не важно какой длины вдох и выдох. Подышать 5-6 раз и уже наплыв стрессовых гормонов понизится и вы начнете приходить в более спокойное состояние. Но это только для снятия стресса. А как выйти на наслаждение и любовь? Для меня это больше связано с тем как вы присутствуете в том, что вы делаете. «Присутствовать» значит, что вы полностью направляете внимание на что-то, что происходит сейчас. Можно направить внимание на музыку. Просто очень внимательно начать слушать музыку, одновременно танцуя. Это, во-первых, понижает уровень стресса, а, во-вторых, выводит на полноценное присутствие. Потом можно направить внимание на то, что вы чувствуете в объятии. Что интересно, когда вы полностью (именно полностью) направляете свое внимание на что-то, в этом появляется любовь. Потому что из этого уходит суждение, остается нейтральная благожелательность, через которую может потом появиться любовь. Мне кажется, что направленность внимания — это самый мощный механизм.
А как же внимание, которое надо направлять на партнера?
Интересный момент. На самом деле, работа с собственным вниманием это тоже навык. Когда начинаешь, то, действительно, направленность внимания — или я, или он(она), но чем больше стараешься своим вниманием охватить несколько процессов сразу, тем лучше это у тебя получается. Сначала вы учитесь есть, потом читать. Вы можете только читать или только есть. А в какой-то момент вы можете уже одновременно есть и читать. И одновременно осознавать и одно и другое. Я это заметила в своем обучении, если ставить задачу ощутить одновременно, что происходит со мной, как я слышу музыку, что происходит с партнером, то внимание, как луч фонарика, будет гулять по разным местам. Это можно развивать, это действительно возможно. Может быть, довольно долго будет фаза, когда или одно, или другое. Но, если ставить себе это как конкретную цель — этого вполне можно добиться.
Вы считаете танго точной наукой? Должна ли чистота элементов превалировать над комфортным исполнением? Можно ли делать элемент как удобно или надо обязательно делать правильно?
Когда я говорю слово «правильно», то к этому нужно подходить с некоторым скепсисом. Танго не настолько развито как дисциплина, чтобы где-то было записано, что правильно, а что неправильно. Обычно, мы можем судить о том, что правильно, а что — нет, если это где-то записано, есть какой-то авторитет. В балете, к примеру, некие уважаемые академики когда-то записали в учебники «это движение делается так». И это изменяют периодически, когда понимают, что можно делать еще лучше.
В танго не существует реестра правил. И еще, в танго мы находимся в такой ситуации, что каждый человек может назвать себя преподавателем, если у него есть ученики. И это одновременно и хорошо и плохо. С одной стороны, это позволяет очень сильно обогатить танго: каждый человек вносит что-то свое, вводит в это новых людей, с другой стороны, получается сыр-бор. Потому что то, что я считаю правильным движением, не обязательно считает правильным кто-то другой. Поэтому “правильно” надо видеть в узком контексте того, чего вам хочется. Вот вы по какой-то причине пришли в конкретному преподавателю. Если для него что-то правильно и вы с этим согласны, то и для вас это будет правильно. Потом попадете к другому и он скажет: “Ну, ты знаешь, можно еще круче.” И тогда правильным станет что-то другое. Я бы не стала очень сильно зацикливаться на «правильном». В этом плане танго — не точная наука, а телесная дисциплина, которая связана с телесными процессами. А эти процессы протекают по-разному в разных телах.
Настоящее аргентинское танго для обывателя воспринимается…
Ну да, «чего-то они топчутся, сутулятся, партнерша на плече уснула» (смеется)…
Как вы относитесь к сценическому, постановочному танго?
Я считаю, что это прекрасное искусство, которое очень сильно развивается. Для меня танго состоит из социального танго и сценического танго. Искусство присутствует и в том и в другом. Можно быть танцором и развивать искусство, которое основано на социальном танго, а можно на сценическом. Одно другому рознь. Некоторые вещи в сценическом танго мне не нравятся, просто потому что эстетически мне не очень нравится всякая беготня и прыготня, мне это как-то не близко. С другой стороны, когда это мастерски делает хорошая пара, я вижу в этом качество. Я вижу, зачем они это делают, что они хотят сказать. Я как-то задала себе простой вопрос: а для чего мы вообще танцуем? Я поняла, что любой танец отражает понимание того, что значит быть мужчиной, женщиной, человеком в каком-то определенном культурном контексте. В танго это очень четко прослеживается. Нам предлагаются различные образы женщины, мужчины, человеческого существа и их отношений. И сценическое танго это выражает по-своему, а социальное — по-своему. У меня есть несколько друзей, которые начали сразу танцевать постановочное танго. Они могут прийти на милонгу, посидеть и посмотреть. Танцевать на милонге они не могут — вот взять так и симпровизировать. Этому нужно учиться. И человек с милонги не выйдет на сцену. Социальное танго и сценическое — для меня это два разных потока танго.
Почему люди из танго уходят? Танцуют год, два, три и вдруг неожиданно уходят. Чем отличаются причины ухода начинающих и тех, кто долго занимался, уже успел почувствовать удовольствие от танго?
Если честно, мне сложно отвечать на этот вопрос, потому что основная часть моих знакомых это люди, которые не уйдут, что бы ни случилось. Но я задумывалась над этим в контексте коллег, которые ведут регулярные группы. Сейчас я регулярные группы не веду, поэтому не сталкиваюсь с тем фактом, что у меня через 3 месяца люди перестают ходить. У меня ученики приходят на мою технику сегодня, а завтра, например, не могут, а потом опять могут. Уход из танго это, как правило, жизненные обстоятельства. Банальные вещи: кто-то познакомился с человеком, который не танцует танго. Сразу возникает вопрос: как это сбалансировать, может надо меньше ходить на милонги? У кого-то появились дети. Кто-то уехал. Кто-то вдруг открыл для себя какое-то новое хобби, которое стало занимать все внимание. Я еще вижу такие случаи, когда у человека был пик интереса, потом это постепенно сходит на комфортный уровень, когда периодически, скажем раз в 2 недели, он ходит танцевать, а потом занимается другими делами. То есть, огонь горит, но не так сильно.
Есть такой еще важный момент. Я недавно говорила с одной ученицей в Москве, она мне сказала: “Мне это нравится. Вот, когда я прихожу на милонгу, музыка меня трогает и я понимаю, что я получаю от этого наслаждение. Но дальше развиваться чего-то не хочется. Мне еще английским надо заняться и другое тоже интересно.” Мне кажется поворот происходит в тот момент, когда человек теряет мотивацию двигаться дальше. Можно танцевать на одном и том же уровне и какое-то время прекрасно с этим существовать. Но когда человек понимает, что другие двигаются, а он — нет, к тому же ему все время капают на мозги, что “надо развиваться, в танго надо развиваться”, он начинает внутренне ощущать этот дискомфорт “что же я ничего не делаю, что же я ничего не делаю”. Мне кажется что именно этот фактор важен для современного человека — “раз я не развиваюсь, то уже все, танго надо бросить”. Люди не позволяют себе быть на каком-то нормальном уровне без сильного развития. Когда человек прошел через очень амбициозную фазу ему сложно самому себе признаться в том, что в какой-то момент амбиции сошли на нет. Он начинает считать, что ему лучше бросить, чем заниматься без амбиций. Я считаю, что это не так уж и правильно, потому что я не вижу совершенно ничего плохого в том, люди просто ходят танцевать и не обязательно развиваются. Понятно, что это другие люди, чем я. Мне нравится развиваться, нравится работать с людьми, которым нравится развиваться. Но те люди, которые не развиваются, у них такое же право делить со мной милонгу, как и у всех остальных. Более того, их большинство. Им может казаться, что они развиваются, и это прекрасно. У меня может быть другое мнение, но это опять же совершенно не важно. Если человек получает от танго удовольствие, я считаю, что он имеет полное право продолжать заниматься танго и танцевать танго так, как ему это угодно.
А почему уходят те, кто только пришли?
Четко прослеживается статистика: первый год, «начинашки». Новая группа. Они полгода позанимались. Какая-то часть из них ушла уже после 4 месяцев. Сезон закончился — лето прошло — кто пришел в сентябре на следующий год? 20%, если не меньше. Это практически во всех школах так. Из чего можно сделать вывод, что танго — далеко не для всех. И что многие уходят просто потому, что танго не цепляет. А вот кого цепляет — его уже и не вытолкнешь.
Вы считаете танго зависимостью?
Нет. У меня на этот счет другое мнение. Хотя я прекрасно понимаю, что это очень похоже. Я себе задала в какой-то момент вопрос: “Что такое зависимость от субстанции? Например, от наркотика?”. Когда вы зависимы от наркотика, вы зависимы от того состояния, которое дает наркотик. И вы “любите” это состояние, а не сам наркотик. А вот в танго, те люди, которые действительно очень глубоко в него уходят, любят именно само танго. Именно сам танец. Что заставляет людей развиваться? Любовь к танцу. Сквозь все эти трудности: социальные, перепалки, динамики, гендерный дисбаланс, ганчи, болео… Включается музыка и люди чувствуют, что через это льется любовь. И тот факт, что через это льется любовь, для меня выносит танго за рамки зависимости, как от наркотика. Тут может быть зависимое поведение. Человек может оказаться в плену зависимого поведения от этой деятельности, то есть использовать танго, чтобы заглушить какой-то внутренний дискомфорт. Но это будет не зависимость от танго, это будет зависимое поведение, по отношению к этому контексту. Не знаю точно, понятно ли я изъясняюсь. В танго может придти очень сбалансированный человек, не склонный к зависимому поведению, и начать очень активно, маниакально этим заниматься, а может быть совсем наоборот, — человеку, склонному к зависимостям, танго как раз и дает контекст от его зависимости излечиться. Я помню, что в первые годы контраст между счастьем, которое я испытывала в танго, и, скажем так, немного приглушенным ощущением себя, которое я испытывала в других областях жизни, вдруг стал очень заметным. Таким заметным, что мне там, где было не очень хорошо, стало очень плохо. Контраст дал вдруг мне понять, что вот здесь ты — не ты. Ты что-то такое делаешь, что ты сама себе навязала, посчитала это нужным, а в танго ты делаешь только то, что хочешь ты. И я поняла, что через это я могу найти путь к себе и в других областях жизни. Научиться делать какие-то другие выборы.
Сколько вы занимаетесь танго?
17 лет.
Продолжаете развиваться? Каждый день?
Да, продолжаю. Нет, не каждый. У меня развитие идет своеобразными пульсациями.
Предел развития возможен?
Нет. Я считаю в танце предела нет. Есть конечно физические ограничения, но предела развитию, если говорить о внутреннем ощущении, об осознании, об эффективности того, что вы делаете, предела нет. Мне так кажется.
То есть, танго, оно никогда не надоест?
Оно может надоесть. Я не об этом говорю. Я говорю о том, что нет предела развитию. Надоело — не надоело — это совсем другая история.
В чем же развитие? В технике, в эмоциональной составляющей еще в чем-то?
Мне кажется, что во всех этих областях. В танго много «дорожек» по которым можно развиваться. Мы очень сильно фокусируемся на технике, как развитии, потому что это то, что приносит наиболее видимый результат. На самом деле в танго много направлений, по которым можно развиваться, и если это выстроить как несколько осей, то можно сделать для себя такую звезду: где я нахожусь в своем развитии. Например, у меня слабенькая техника, но я такой музыкальный и вообще молодец, а социально — я вообще душа компании. Кто-то другой скажет про себя: я очень техничная, до этого 10 лет у станка занималась, а социально я такая зажатая, не могу кабесеить. То есть, всегда можно найти что-то, в чем можно пойти дальше. Другое дело, что эти шаги не всегда будут равномерны. Это могут быть очень маленькие шажки. В начале мы идем в каких-то областях бо-ольши-и-и-ми шагами. Вас научили очо с нуля. Это же будь здоров! Какой шаг для человечества! Вы же теперь умеете делать очо! А потом, когда-нибудь в следующий раз вы это очо сделаете как-то особенно плавно. Вот раньше так не могли особенно плавно, а сейчас можете. А тем временем, пока вы тут с очо возитесь, остальное человечество уже другими делами занялось… Это к тому, что могут быть разной длины шажки. Когда я говорю, что развиваюсь, это может значить, что мне вдруг пришло осознание: “А вот здесь я ногу расслабляю больше”. Всем может быть пофигу, а для меня это прямо вот радость! Я просто вижу из всех других танцев, которыми я занималась, что они изначально настроены на бесконечность развития. Любая профессиональная деятельность в искусстве настроена на бесконечность развития, обогащения, расширения, вовлечения и т.д. Но это, повторю, не значит, что все должны обязательно это делать.
Как заставить себя перестать работать над техникой и идти на милонги? У новичков часто бывает эта проблема: они ставят себе какой-то технический потолок и пока они до него не дотронутся, они никуда не пойдут.
Я хочу сначала объяснить про разницу между Европой и Россией. В России эта амбициозность связана сильно с ощущением собственной неполноценности. Мы привыкли, что в нашей культуре нас очень сильно загоняют в какие-то рамки в любой области. И мы всегда должны соответствовать. Особенно это ощущают женщины, они ощущают давление, принуждение соответствовать каким-то стандартам. У мужчин тоже ощущение, что много чему надо соответствовать. В Европе люди в этом плане гораздо более терпимые к другим и к себе, соответственно. Ну плохо танцует, ну и что? Какое тебе дело? Ну, не танцуй с ним. Люди благожелательно относятся к несовершенству других и автоматически легче к несовершенству самого себя. Если им что-то надо, они себя будут подталкивать, создадут себе мотивацию, но они как правило, будут чуть меньше себя изводить, если у них не получится соответствовать. В России, например, или в Китае, везде где система образования построена так, что учиться нужно только на пятерки, у людей развивается такого типа невроз. Вот, что я имела ввиду.
Теперь расскажу, как с этим бороться. Я нашла очень хороший совет, который я даю всем начинашкам: очень важно найти людей, которые в той же жопе, что и ты. Не иди один на милонгу, возьми двух-трех-четырех друзей, которые тоже что-то не умеют. Возьми хоть кого-нибудь такого, как ты. Не умейте вдвоем! Потом к вам присоединиться еще кто-нибудь, кто, может быть, умеет это чуть лучше, а может и нет. Вы еще и с ним потанцуете. Очень важно в танго почувствовать, что ты не одинок в своих вот этих терзаниях. Что, во-первых, все, кто приходит в танго, должны через это пройти, любой человек, даже балерина. Я вам скажу, что если балерина придет заниматься танго, те проблемы, которые возникнут у нее, вам они и не снились! Ко мне как-то пришла балерина из Парижской оперы на ознакомительный первый урок. Это для меня было просто потрясение. Важно почувствовать, что в социуме танго вы всегда найдете тех, которые варятся на той же сковородке, где и вы сейчас. С ними можно общаться или не общаться, но по крайней мере нужно ощущать, что они есть, и что вы не одиноки, и что вы не урод какой-то, а проходите нормальный процесс развития, и что не надо этого бояться и нужно относиться к этому терпимо и благожелательно. Вот почему, когда вы видите других людей в такой же ситуации, вы говорите им: “Ну что ты мучаешься, ну подумаешь, ну завтра получится.”, а себе вы говорите: “Нет! Мне нужно это сегодня!”? Это же невроз, дорогие мои!
Елена Слуцкая: Когда на милонге собирается некоторое количество людей, которые “на одной и той же сковородке”, что делать нам, организаторам в ситуации, когда начинающие ходят через танцпол, не соблюдают ронду и всё такое? А остальные 200 человек говорят “Боже, организаторы, остановите милонгу, сделайте им замечание”. Что нам делать?
У меня к подобным ситуациям отношение, с которым, вероятно, основная часть людей будет не согласна. Я считаю, что организаторы там рядом не стояли. То есть я считаю, что часть ответственности лежит на преподавателях, большая часть ответственности лежит на людях и какая-то часть ответственности лежит на социуме как таковом, чтобы показать: вот это поведение неприемлемо, или чревато и т.д. Мне кажется, что взваливать контролирующую роль на организаторов — это неэффективно. С другой стороны, я могу себе представить, что в определенных более-менее закрытых сообществах это как раз самый эффективный способ, потому что когда люди друг друга знают им проще организовать такой контроль. Но я знаю, что в Париже это совершенно не работало, потому что такое количество людей (и все время разных людей) ходит на разные милонги, что требовать с организаторов что-то кроме того, чтобы они присутствовали, чтобы было, кому заплатить за вход, это как-то странно. Я считаю, что организаторы должны обеспечить хорошее помещение, приемлемого диджея и всё такое, но не более.
Елена Слуцкая: Я немного не об этом. Для начинающих, которые пришли на милонгу, это тоже процесс обучения, даже если им некомфортно. Как им дать понять, что временное «фыр-фыр-фыр» со стороны тех, кто давно танцует, не убьёт их на самой первой милонге. Как их поощрить, чтобы они не «умерли» на первой милонге?
С одной стороны, продвинутые танцоры должны периодически вспоминать, что они тоже через это прошли и не слишком сильно фыркать…
Елена Слуцкая: Не вспоминают…
Тут сложно. Наверное, преподаватель тех же «начинашек» должен дать понять, что даже те люди, которые реагируют негативно, все равно через это прошли и остались. Поэтому фыркание продвинутых — это еще не повод все забросить, не конечная остановка. Нужно учиться лучше танцевать танго, нужно каким-то образом пережить, что кто-то тебе сделал замечание и просто двигаться дальше. Ну, и в какой-то степени на такие вещи просто забить.
Елена Слуцкая: А как вы относитесь к милонгам для начинающих?
Мне кажется, что это хорошая идея. В Париже есть 2-3 милонги, на которые я охотно посылаю людей, которые не так давно в танго. Потому что когда «начинашкам» нужно найти единомышленников, то там это как раз очень просто сделать. А потом группкой пойти на какую-нибудь другую милонгу. И то, что они вместе, эта вот группа будет им создавать свой пузырек, в котором они будут себя чувствовать комфортно. Я считаю это — хорошо. Тем более, если это связано с присутствием преподавателя, который может ответить на вопросы, или скажет: “Ребята, давайте я вас научу ронду держать”. Я лично ничего против «новичковых милонг» не имею. В Париже, я вижу, такой механизм работает. Но у нас очень много милонг и они все разные: какие-то большие, туда приходят все, в том числе и самые крутые, какие-то маленькие, какие-то для начинающих, какие-то “для тех кому за …“ и т.д. И вот когда в Париже человек начинает танцевать танго у него всегда есть варианты. Он может выстроить себе целый паркур (франц. — преодоление полосы препятствий): я сначала похожу сюда, потом я пойду туда, я знаю меня там уже могут начать приглашать (или я уже смогу начать приглашать), а во-от туда я пойду через год-два, но пойду посмотрю сначала. Посмотрю, скажу: “Вах!”, — и уйду опять на свои милонги. И я считаю, что это — прекрасно, идеальная ситуация. Потому что это никого не выгоняет из танго. И если человек приходит на «Вах-милонгу» и говорит: “Меня никто не приглашает”, — я ему просто говорю: “Походи на другую, найди тех кому с тобой интересно, а через какое-то время приходи сюда”. Не потому, что люди такие злые и жестокие, а потому что каждому хочется танцевать с тем, с кем ему хочется танцевать. Все просто.
Что должно быть на милонге, марафоне, фестивале, чтобы вам было там максимально комфортно?
Мне вообще очень мало надо. Мне нужен хороший пол, пара-тройка хороших танцоров и приличная музыка. В принципе, я уже довольна. Если больше хороших танцоров, можно и не очень хороший пол. Можно даже очень плохой пол, если очень хорошие танцоры и музыка хорошая. То есть, я ориентируюсь на качество танца. Если есть танцоры, с которыми мне хорошо танцевать, я с очень многим могу мириться. Музыка для меня не так критична, но я знаю, что для тех хороших танцоров, с которыми я люблю танцевать, она важна. Когда лидера не вставляет музыка, он со мной не пойдет танцевать. Хорошо, конечно, если помещение комфортное, есть где посидеть, глазами пострелять, но это уже второстепенно.
Ваша любимая музыка?
У меня нет каких-то особых предпочтений. Много, что нравится. У меня нет одного какого-то любимого оркестра или периода. Pugliese меня очень сильно трогает, мне нравится di Sarli и D’Arienzo, ну это прямо та-акая новость!..
Что вам нужно от партнера?
Есть три-четыре главных параметра, которые мне важны в партнере, но они, знаете, как на пульте у диджея, когда он музыку регулирует. Ну, как-бы такие «ползунки»: комфортное объятие, музыкальность, безопасность на танцполе. Я должна себя чувствовать безопасно и не следить, убьем мы кого-нибудь или нет. Если объятие немного корявенькое, но та-акая энергия и музыкальность, — фиг с ним с объятием, я его сама обниму! Если техника хромает, но такой контакт, — фиг с ней с техникой! То есть, не так уж и много нужно, должен быть какой-то минимум, чтобы было комфортно. Техника, безусловно, тоже важна, но важнее цельный образ, чем что-то одно. Очень техничный, но не музыкальный партнер отпадает для меня моментально. Отсутствие музыкальности отметает для меня человека полностью: я не смогу за ним следовать. Я физически на это неспособна. Еще есть вещи, кроме отсутствия музыкальности, которые полностью делают партнера неинтересным для меня — это очень некомфортное объятие или постура, отсутствие танца. Для меня это важно, если человек не танцует, а просто двигается, он для меня не интересен.
А если танцует, но сам с собой?
Это интересный момент, — когда человек танцует сам с собой, но при этом, то, что он делает, это хорошо. Технично хорошо и музыкально хорошо. Я могу с ним насладиться танцем. Я тоже буду наслаждаться самой собой! Но при этом буду наслаждаться и тем, что он делает. Пусть у нас не будет «корасона», пусть я буду чувствовать, что он танцует не столько со мной, сколько с собой-красивым, но если он это делает технично, музыкально, ведет меня на интересные шаги, да фиг с ним с «корасоном». Такое, кстати, происходит довольно часто, когда танцуешь с профессионалами, особенно с теми, кто приходит из сценического танго. Они же, в основном, танцуют сами с собой, с каким-то таким образом, который они представляют. Я могу в это вписаться и получить от этого удовольствие. Мне не обязательно «корасон» вынь да положь.
Музыкальность — это объективно или субъективно? Может у другого человека другое понимание музыки?
Музыкальность это что-то, что во мне всегда было. Мне это сложно разложить по полочкам и судить, как это устроено у других. На базовом уровне, если я вижу, что человек не ловит ритм, то все — гасите свет. Если вижу, что человек ритмичен, но неспособен танцевать мелодично — это еще не конец истории. Если человек дает мне хорошую ритмику, я могу обретать мелодику в своем танце. Но если он интерпретирует музыку так, что хочется спросить: “Что ты там слышишь? Какую ты музыку слышишь?”, — вот с такими я не пойду танцевать. Может быть, для себя он что-то очень толковое танцует, но я этого не понимаю. Не понимаю, почему он здесь делает акцент, а здесь — нет, здесь ускоряется, а здесь — замедляется. Это субъективные ощущения. Не значит, что я танцую одну мелодию каждый раз одинаково, но все равно возникает ощущение, что я не понимаю какую песню он сейчас танцует. Тогда я с ним не иду.
Как развить музыкальность?
Я об этом статью написала. Потому что ребенком ходила в музыкальную школу и испытала на себе, как это во мне развивали. Сложность в том, что одно дело развивать музыкальность в плане слушания и ощущения музыки, а другое дело вдобавок еще и в движении это воспроизводить. Начинать все равно придется со слушания и осознавания, например, чувствовать ритм, чувствовать мелодию, понимать фразировки (где фраза начинается и заканчивается), энергию (где растет, где спадает). А потом на все это необходимо еще и перекладывать движения. В музыкальности есть три уровня сложности. Первый — ритмика. Практически у каждого человека есть чувство ритма. Есть люди у которых его нет, но их, как правило, меньшинство. Если мы разговариваем, у нас уже есть чувство ритма, потому что чувство ритма связано с речью. Есть исследования, которые показывают, что танец под ритмичную музыку и речь развивались одновременно. Второй уровень — всё, что касается мелодии, музыкальных линий. Третий уровень — энергия, контраст, акценты и т.д. Человек может обитать на первом базовом ритмическом уровне и прекрасно танцевать танго. Д’Арьенцо ему будет рад под любое свое танго. Мелодику уже меньше людей чувствуют и танцуют. Контраст и энергию — еще меньше. Это, как правило, уже люди, которые выступают, или же очень сильно продвинутые музыкальные танцоры.
Существует три мнения, что для того, чтобы хорошо танцевать танго:
— нужно танцевать обе роли;
— танцевать обе роли не нужно;
— партнёрам нужно обязательно танцевать обе роли, а партнершам нет.
Что вы по этому поводу думаете?
Всем танцевать обе роли не обязательно, но очень полезно. Я замечаю, что когда я показываю людям какие-то вещи из противоположной роли, или обучаю, или привношу упражнения из противоположной роли, это очень на многое открывает глаза. Но можно выучиться хорошо танцевать, не владея противоположной ролью. Многие профессионалы ей, собственно, и не владеют.
По поводу пользы для партнеров и партнерш: с этим я согласна. Если измерять пользу, то танцевать противоположную роль, действительно, полезнее лидерам. Когда лидер начинает обучаться, у него очень сложная задача — ему нужно за многое отвечать, а когда начинает обучаться ведомый, он/она уделяет почти все внимание своим ощущениям. Принято считать, что ведомому легче начинать в танго. Мужчине тяжело, а женщине легко. Начинающим лидерам приходится делить свое внимание между тем, что он делает и тем, что он чувствует в ведомом. А когда человек начинает пробовать роль ведомого, он многие вещи начинает видеть с другой стороны и сразу применять в ведении.
Я начала вести год спустя после того как начала танцевать. И поскольку я уже более-менее ощущала роль ведомой, я некоторые вещи уже никогда бы не повела, потому что я знаю, что девушка не может такое с этой ноги сделать — это же ежу понятно! Но у начинающего лидера эта информация отсутствует, он поведет, куда невозможно пойти, а потом скажет: “Почему ты туда не пошла?!!” А девушкам танцевать за лидера менее необходимо, потому что они изначально ведомые и настраиваются на ощущения. Поэтому, когда девушки начинают вести, они просто берут на себя новую роль. В этом, конечно, есть полезные моменты. Они могут понять: “А-а-а, вот она на меня сейчас упала. Значит и я так падаю?” То есть есть момент ауторефлексии. Необходимо ли девушкам уметь танцевать за лидера? — Нет, мне кажется, в этом нет необходимости. Но что касается лично меня, то мне это всегда очень нравилось.
Санкт-Петербург, 2 декабря 2016 г.
Запись и обработка — ТангоПитер.RU.
Фотографировала Юлия Климович.
ТангоПитер.RU сердечно благодарит за помощь в создании материала для публикации:
Отара Багатурию — организатора визита Вероники Тумановой в Санкт-Петербург.
Руководителей Клуба Квартал Танго — Елену Слуцкую и Влада Калугина.