Что хочет мое сердце — Дана Фриголи
Интервью с Даной Фриголи, руководителем школы Escuela DNI Tango (Буэнос-Айрес), 26 мая 2017 года. В рамках фестиваля «Невская милонга 2017».
читать интервью на испанском — la versión en español
ИМ: Дана, добрый день. ТангоПитер.RU — некоммерческий проект из Санкт-Петербурга. Наша команда рассказывает читателям о значимых танго-людях и событиях, которые происходят в нашем городе. Наш первый вопрос не о танго.
Дана: Да? Интересно, о чем? (смеется).
ИМ: О детях. Ваша семья — востребованные маэстро, вы живете в непростом расписании. Уроки, поездки, шоу, милонги до утра. Такой образ жизни не похож на детский режим. Как это сказывается на вашей дочери?
Дана: Вы задали вопрос на злобу дня. Именно сейчас я переживаю такой опыт. Моей дочери Лумии 4 года, и это мой первый ребенок. Когда мы с ней были на «Невской милонге 2017» в Санкт-Петербурге, она вела себя безупречно, была просто само совершенство. Мне приходилось очень много работать во время фестиваля. Днем уроки для педагогов, вечером классы для участников, ночью милонги и выступления. На некоторых мероприятиях Лумия была со мной. Мы нашли прекрасную няню по имени Вероника. Если бы не ее забота, нам бы не справиться. Но, даже учитывая помощь Вероники, я не могла уделять Лумии достаточно времени. И теперь, когда мы отдыхаем после фестиваля, я вижу изменения в поведении дочери. Она стала очень требовательной. Она требует 100% моего внимания, хочет каждую минуту быть со мной. Похоже, ребенок компенсирует «недостачу» фестивальной недели.
Дана: Если вдуматься, в таком детстве есть и хорошее, и не очень. Опыт моего ребенка отличается от того, что происходит с большинством других детей. С одной стороны, Лумия в большей мере, чем ее ровесники, пробует и исследует этот мир, многому учится благодаря нашей танго-жизни. Например, дочка говорит со мной на четырех языках, знает даже несколько слов по-русски. Она видит жизнь в разных странах, у нее открытое мышление, душа «человека мира». Я не сомневаюсь, что это хорошо для ее личностного роста, дает толчок к осознанному миропониманию. С другой стороны, у нее не всегда есть возможность вовремя лечь спать.
Дочке нравится ездить по миру. Но надо сказать что, с тех пор как она родилась, мы путешествуем не так много, как прежде. Мы в пути примерно около месяца в год.
ИМ: А как организована ваша жизнь, когда вы дома? Ведь в Аргентине вы тоже преподаете, выступаете, ходите на милонги. Как с режимом дня, регулярными занятиями, прогулками и так далее?
Дана: О, в домашнем формате все иначе. В течение недели мы живем по нормальному детскому графику. Знаете, я как мама горжусь тем, что мой ребенок всегда ложится спать между 8.30 и 9.30. В 7.00 утра у нас подъем, и мы идем в детский сад. Там дочь проводит около четырех часов. Затем мы либо возвращаемся домой, либо идем на дополнительные занятия. Пару раз в неделю Лумия плавает, а также ходит на уроки музыки.
ИМ: И чем же отличается ее детство от обычного?
Дана: Честно говоря, даже не знаю. Наверное, тем, что она со мной в школе, когда я веду уроки. Она выросла в Escuela DNI Tango. Нас 20 человек, и мы как семья, относимся друг к другу по-родственному, а не просто как коллеги. Лумия называет преподавателей нашей школы «дядюшки» и «тетушки». Когда я на уроке, дочка играет с кем-то из моих коллег, а на следующем уроке с кем-то другим. Так было всегда, с момента ее рождения. Иногда Лумия чувствует перенасыщение в коммуникации с людьми и говорит об этом. И тогда я могу с этим что-то сделать. Самый трудный день у нас — суббота. Мы начинаем рано утром и к вечеру ребенок устает, просит: «Мам, пошли домой».
ИМ: А в вашей школе есть еще такие «общие» детки?
Дана: Да, еще двое. Они с удовольствием проводят время вместе, пока родители ведут уроки. Но, поскольку у родителей разное расписание, все вместе дети встречаются у нас в DNI только по субботам.
ИМ: Ваша дочь с рождения видит танго больше, чем любую другую деятельность. Как вы думаете, выберет ли Лумия танго как профессию? Проявляет ли интерес к тому, что делают её родители?
Дана: Если говорить об интересе, то он больше проявлен в музыкальности. У моей малышки хорошая музыкальная память, она может достаточно чисто напеть много мелодий и с удовольствием это делает. Танцует тоже неплохо, но я не вижу, что ей это необходимо. Ко мне желание танцевать пришло в шесть лет. Я хорошо помню свое детское озарение, когда мне захотелось что-то выразить в танце. Лумии пока четыре. Я всегда задаюсь вопросом, что я могу сделать, чтобы подметить ее склонность или интерес, и помочь ему развиться.
ИМ: Ваша школа это бизнес, причем международный. Нужно думать о помещении, о филиалах, об учениках, маркетинге, доходах и расходах, налогах и так далее. Как это влияет на ваше танго, Дана?
Дана: Знаете, когда я создавала свою школу, я думала не о деньгах, а о том, что хочет мое сердце. Была мечта организовать пространство, в котором люди будут развиваться в танго, открывая свое сердце и обретая путь к себе. Я всегда знала, что у меня будет большая школа, но никогда не исходила из того, что это бизнес. Приходилось быть и директором, и завхозом, и преподавателем. Со временем дел стало еще больше. Сейчас мы разделяем эти обязанности с мужем и еще одним сотрудником, который нам помогает. Бывает непросто, поэтому мы крутимся с утра до позднего вечера.
ИМ: Как же вы управляетесь?
Дана: Просто я люблю то, что делаю. Я обожаю все, что касается танго: продумать следующее шоу, подготовить фотографии, сделать паблисити. А бизнес – не мой конёк, понимаете? Когда мне нужно решить бизнес-вопросы, я наливаю себе мате и фокусируюсь на задаче. Стараюсь справиться с этим как можно быстрее и яснее. Задаю себе вопрос: что нужно, чтобы решить эту задачу? И дальше иду по пунктам.
ИМ: Сколько филиалов у вашей школы?
Дана: Один в Санкт-Петербурге и еще один в Стокгольме.
ИМ: Во всех классах DNI ведется преподавание по технике ТТС. Что означает эта аббревиатура?
Дана: Tango tecnologia conceptual.
ИМ: В чем зерно вашей техники? Что отличает ее от других?
Дана: О, я могу говорить об этом бесконечно. ТТC-техника, основанная на естественной биомеханике движения, позволяет любому, от новичка до профессионала, глубоко понять и прочувствовать связи в теле, сонастроиться с музыкой и танцевать с наслаждением. Я развиваю ТТС и делюсь этой техникой уже почти 20 лет и вижу множество людей по всему миру, достигших очень хороших результатов. Мы показываем, как извлечь максимум из того, что дала нам природа.
ИМ: Извлекать максимум из физических данных это как-то ближе к спорту. Или нет?
Дана: Нет. Я думаю о танго как о практике, которая действительно начинается в теле. Но потом то, что зародилось в теле, вовлекает всю нашу сущность в единый порыв. Когда вы танцуете настоящее танго, вы делитесь собой, а не своим телом. Тело в танго — как тоннель, как канал для мощной отдачи чувств, страсти и любви. Вот это и есть танго, как я его чувствую. А если чувства и страсти нет, а есть только знание, как правильно двигаться, то вы и будете просто красиво двигаться.
Дана: У нас с мужем был период, когда он только начинал танцевать. Он говорил: «Я слышу в музыке вот это, и еще вон то, а также вот чудный момент. Но я не умею это выразить в теле.» Ему потребовалось много учиться и практиковаться, но однажды он вернулся домой со счастливой улыбкой: «Я наконец понял, как связано движение и музыка. Теперь я умею их объединить и дать точное, красивое ведение. Я могу выразить себя очень глубоко и поделиться этим с моей партнершей».
ИМ: Получается, танго это немного спорта плюс личность?
Дана: Хм… любопытная формула. Я бы сказала не личность, а сущность. В танго выражается все человеческое существо. Между личностью и сущностью есть разница. Для меня она вот в чем: часто можно увидеть красивые эффектные танго пары, которые показывают зрителям свою личность. Они показывают и тут же прячут. А я учу не прятать. Наоборот. Знаете, мне скоро будет 40, и я пришла к пониманию, что ценность любого искусства в том, что оно должно не скрывать, а наоборот раскрывать и показывать суть человека.
ИМ: Что было бы с вашей жизнью, если бы не танго?
Дана: Уверена, что это было бы искусство в какой-то другой форме. Я изучала актерское мастерство в университете. Но в какой-то момент я выбрала танго, а не актерскую профессию. Сейчас я нахожу особое удовлетворение, соединяя их. Танцуя танго, мне нравится рассказать сюжет, сыграть историю. Это именно то, что я стараюсь делать в наших спектаклях. Дана: Но, честно говоря, я бы страдала без танго. Именно танго позволяет мне соединять мою женственность, чувственность и человечность и выражать их искренне и глубоко. Без танго я бы продолжала это делать через другие инструменты. Будь у меня кисти и краски – я бы рисовала. Будь у меня музыкальный инструмент – исполняла бы музыку. Но у меня есть танго (улыбается).
ИМ: Как вам танго в Петербурге?
Дана: Я считаю, что уровень танцевания очень хорош.
ИМ: Что порекомендуете петербургским тангерос, как преподаватель?
Дана: Чаще приезжать в Аргентину. Знаете почему? Потому что изучить технику движения и музыку – это первая ступень в танго. То, что идет далее, относится к культуре и менталитету народа. Я заметила, что аргентинцы и русские похожи: мы много страдали в нашей истории, и вы тоже. А танго всегда про страдание. Именно поэтому в России танцуют хорошее танго. В русских есть страсть. Но иной раз я вижу, что танго подменяется балетом, красивыми движениями, погоней за двигательным совершенством. А танго это совершенство контакта, взаимопонимания людей. Поэтому мне думается, что ваше танго (технически весьма и весьма неплохое) только обогатится от соприкосновения с аргентинской культурой и духом нашего народа. Приезжайте а Аргентину чаще, учитесь, пропитывайтесь.
Знаете, у меня много приглашений и возможностей для гастролей и поездок с уроками. И мне приходится выбирать, каким поездкам уделить время, потому что у меня есть моя малышка, моя школа, ученики, расписание. Но я продолжаю год за годом приезжать в Санкт-Петербург, потому что каждый раз вижу слезы на глазах учеников и зрителей. Я вижу, как жадно и с открытыми сердцами люди впитывают информацию на уроках. Для меня это невероятно важно. Это делает меня счастливой.
ИМ: Дана, благодарим вас за уделенное время, и ждем в Петербурге с новыми уроками и выступлениями.
Санкт-Петербург — Буэнос-Айрес, 26 мая 2017 г.
Беседовала Ирина Муравьева (ИМ — ТангоПитер.RU )
Фотоматериалы — Dana Jazmin Frigoli, Эльвира Малишевская, Анна Давидян, Rilind Modigliani, Елена Розеншейн, Александр Прищепов и др.
ТангоПитер.RU сердечно благодарит Эльвиру Малишевскую, руководителя Edissa DNI Tango (Санкт-Петербург) за помощь в организации интервью.